Ларіонова Олександра Марковна, кандидат психологічних наук, доцент кафедри культурології Московського авиаційного ін-ституту (Москва, Росія).
Культурные особенности информационного общества
Под информационным обществом понимается новый тип социума, формирование которого начинается в конце ХХ и в начале XXI века. Вывод о переходе от индустриальной стадии развитии общества к постиндустриальной был сделан уже в 70-ые годы ХХ в работах У. Ростоу и Д.Белла. Теория стадий роста стала основной объясняющей теорией в рамках эволюционного подхода к типологии общества и культуры.
Главные признаки постиндустриализма виделись в приоритете производства услуг над производством товаров, превращении науки в главную движущую силу экономики, формировании нового «класса интеллектуалов», в переходе власти к меритократии — интеллектуальной элите. Уже в теории постиндустриального общества отмечалось, что знания и информация становятся важнейшим производственным ресурсом.
Именно Д.Белл, один из важнейших теоретиков постиндустриального общества, позднее выступил и в качестве сторонника концепции информационного общества, в котором главным объектом человеческой деятельности становится информация. Под информационным обществом сейчас понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. Информационное общество утверждалось в начале прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х ХХ века сформировалось постиндустриальное общество.
Научно-технический прогресс, приведший к появлению средств массовой коммуникации и информации, заставил исследователей обратиться к изучению изменения самих носителей информации и роли этого процесса в истории. Первым, кто обратил на это внимание, стал М. Маклюэн, предложивший новый критерий для типологии культуры – изменение носителя информации. «Галактикой Гуттенберга» назвал он эру печатного станка, которой предшествовали эпохи устной и письменной речи. Будущую эпоху М. Маклюэн видел как эпоху визуальной культуры.
Идеи М. Маклюэна были развиты американским ученым Д. С. Робертсоном, который выделил пять информационных революций: формирование устной речи, письменности, книгопечатания, новых средств связи, возникших благодаря использованию электричества (радио, телеграф, телефон), и собственно новой компьютерной технологии.. Как М. Маклюэн, так и Д.С.Робертсон утверждали, что способ хранения и передачи информации непосредственно влияет на уровень и качество знания и определяет характер доминирующей на определенном историческом отрезке культуры.
Происходящие в последние годы технические и социальные изменения стали называть компьютерной и информационной революцией, настолько велики трансформации общества, затрагивающие все его сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную (идеи информационной революции были конкретизированы Б.Гейтсом в его работе «Бизнес со скоростью мысли»).
Концепция «информационного общества» существует в двух основных вариантах: техно-центристском и культурно-центристском. В границах технологического подхода доминирует мысль о том, что функционирование экономической, социальной, политической и духовной сфер общества напрямую связано с характером содержания коммуникации и качеством знания. Эта идея составляет основу постиндустриальных и информационных концепций, рассматривающих исторический процесс в рамках эволюционного подхода. Каждый более эффективный способ передачи информации (начиная от устного слова, письменности, печатной эпохи и, наконец, электронной эры) рассматривается как более прогрессивный по отношению к предшествующему, а основная логика эволюционного развития осмысливается в ее связи с процессом формирования социальными системами более оптимальных способов передачи сообщения.
В рамках культурно-центристского варианта утверждается, что зависимость специфики социокультурной системы от коммуникационных технологий не носит односторонний характер. Сама социальная система вызывает к жизни те коммуникационные технологии, которые соответствуют ее потребностям. Так приход «эпохи Гуттенберга» был обусловлен всем ходом развития европейской цивилизации, и формированием уже в XV веке тех ее качеств, которые нашли полное воплощение в культуре Нового времени с его гуманизмом, историзмом и рационализмом. Техническое изобретение (печатный станок) было использовано в западной культуре и, в свою очередь, привело к ее трансформации (развитие образования, науки, демократии). То же самое изобретение (печатный станок для тиражирования иероглифического письма), появившееся в Китае в ХI веке, было востребовано лишь для воспроизводства религиозных текстов и не привело к социальным изменениям.
Исследователи называют следующие характеристики культуры информационного общества:
— увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
— возрастание доли информационных коммуникаций, товаров и услуг всех сферах жизни общества;
— создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
— сетевой характер информационной культуры (ее плюрализм, нелинейность и, антииерархичность);
— «демассификация» и «персонализация» культуры;
— клиповый характер информационной культуры.
Одна из важнейших задач культурологии видится в дальнейшем научном изучении культуры информационного общества.