Маркова Олена Миколаївна, доктор мистецтвознавства, завіду-вач кафедри музичної культурології Одеської державної музич-ної академії ім. А.В.Нежданової (Одеса, Україна).
Музыкальная культурология как самостоятельная сфера знания
Объективно в рамках философии и эстетики сложились автономные сферы философии музыки. Например, в древности это - учение о Гармонии сфер, а в более поздней музыкальной эстетике - концепция теории аффектов, хотя применительно к другим видам искусства такая автономизация научно-логически оформленных сфер не сложилось. Объяснение – онтологический подход, который зафиксирован в языковых формах и этимологии самого слова-понятия «музыка». Как отметил в свое время Л. Мазель, явление «музыкальности» имеет вне-видовохудожественное значение: «…о человеке не говорят, что он «литературен», «живописен», «скульптурен», «архитектурен», «кинематографичен» в том смысле, какой соответствовал бы значению слов «он музыкален»» [1, 40-41]. Соответственно, термин «музыкальная культура» не может соотноситься в грамматическом уподоблении с «живописной», «кинематографической», «литературной» и т.д. культурой – в силу исторической базисности первой и всеохватности «мусического» по отношению к изобразительности сфер «техне».
Музыкальная культурология – столь же исторически оправданное качество по отношению к культурологии в целом, как и музыкальная эстетика, философия музыки и др., поскольку начало культуры – культ (по П. Флоренскому), ритуал-миф (данные этнологов-фольклористов, исследования В. Топорова, К. Леви-Стросса и др.). Стержневым структурообразующим моментом культа, ритуала-мифа выступает музыкальная - «мусическая» ритмизация - интонированность звучания и ладовая «валентность» опевания. Специальной проблематике музыкальной культурологии мы посвятили отдельную работу [2], идеи которой требуют дальнейшего развития и нуждаются в публичном обсуждении.
Литература
1. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. – М.: Музыка, 1972. – 616 с.
2. Маркова Е. Проблемы музыкальной культурологии. – Одесса: Астропринт, 2000. – 104 с.