Смоліна Майя Гаврилівна, кандидат філософських наук, доцент кафедри мистецтвознавства Сибірського федерального універ-ситету (Красноярськ, Росія).
«Эстетические категории как фундамент изучения культуры и искусства»
Существующий на сегодняшний день разрыв между культурологией, искусствоведением и эстетикой - острая проблема. Пропасть эта связана с затруднительным переходом от абстрактного к конкретному, и наоборот. Искусствоведение исследует произведение искусства, а культурология – артефакт, и для этих наук очень важно раскрытие уникальности каждого конкретного произведения, однако неизменной составляющей этих наук является и обобщение, и типология, общие характеристики эпох и периодов, тенденций искусства и культуры. Эстетика, как философская наука о выражении внутреннего во внешнем, в целом, чрезвычайно полезна в службе искусствоведению и культурологии [2, С. 233].
Эстетические категории – наиболее общие универсальные понятия эстетики, необходимы как предварительное вхождение в научное изучение произведений искусства и памятников культуры. Эстетические категории суть формы мышления и само бытие (Г. Ф. В. Гегель).
Эстетические категории возможно, основываясь на современных концепциях религиозности искусства и теории изобразительного искусства В.И. Жуковского [1], рассматривать сквозь призму двух начал взаимоотношений человека и мира.
Диктатное началоозначает движение энергии снизу вверх, объяснение и изъявление воли, спускание ее, постепенное оплотнение в человеческой среде. Обратное ему движение организуется энтузиазмным началом, исходящим от человека к миру в целом, т.е. некие пунктирные линии-порывы, рассредоточивающие человека, распыляющие его. Данная модель двух начал позволяет нам систематизировать эстетические категории с захватом наиболее важных из них.
В рамках традиционной эстетики эстетическая категория Прекрасное царит над всеми другими категориями и выражает ситуацию равноправия, полного согласия и тождества мира и человека. Характерно, что в древней мифологии поистине прекрасные явления изображались в светоносном ключе. Световая атрибутика присуща Прекрасному (сияние, золотистое мерцание, солнцеподобность, луноликость). Например, в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», которая написана им по фольклорным мотивам, мы видим катарстическое явление Царевны-Лебеди, описанное следующим образом «Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит», т.е. подчеркивается некий космический масштаб этого неземного прекрасного существа. Следует подчеркнуть статическое представление о Прекрасном как о ставшем, законченном процессе, включающем в себя всевозможные отношения и динамику всей системы эстетических категорий. Многогранность Прекрасного (Гармония, Грация, Безобразное, Возвышенное, Трагическое и Комическое, Катарсис в качестве частных проявлений единого целого).
Под эгидой диктатного начала находятся категории Гармония, Трагическое и Безобразное. Если расположить данные категории в порядке убывания диктатного качества, то на первом месте – Гармония в силу своей причастности к Прекрасному, практически полном тождестве с Прекрасным (различие их лишь в несколько более сильно акцентированном диктате закономерностей Прекрасного).
Доминирование энтузиазмного качества над диктатным обнаруживается в категориях Комическое, Героическое, Возвышенное, Грация и Катарсис.
Если ранжировать эстетические категории, в которых энтузиазмное качество преобладает над диктатным. Для ясности вспомним, что это категории, в которых человек обладает большей активностью, а мир выступает в аспекте преображенности человеком. Внутри данного ряда категорий следует отметить закономерности различных тяготений к человеческо-энтузиазмной стороне: ближе всего к данному пределу Героическое (ступень 1), далее следуют Грация (ступень 2), после чего – далее всего от человеческого предела – Комическое, Возвышенное и Катарсис (ступень 3).
Эту модель можно использовать при анализе творческих единиц. Например, при анализе творчества одного художника, или творчества поколения или группировки художников; при анализе знаков культурной эпохи, заключенных в памятнике.
При анализе деятельности культурного деятеля можно увидеть диалектику диктатного и энтузиазмного начал на разных своих фазах в периодах творчества, на одном может обнаружиться доминанта тех эстетических свойств, которые по преимуществу тяготеют к одному из начал, на другом этапе творчества – к другому, а на каком-то особо важном периоде, обнаруживается равновесие, всеобъятие и синтетизм Прекрасного, и мы можем здесь логически обнаружить свойства шедевра.
Рассматривая творчество целого поколения и объединения или культурной эпохи, требуется общие свойства выразительности, чему может способствовать применение эстетического инструментария, так как эстетикой предлагаются предельно общие категории. Однако использовать их лучше не в виде «наложения» сверху, а благодаря восхождению от частного к общему, в процессе которого корректируется и общее.
И, наконец, при использовании эстетических категорий для анализа художественного произведения или культурного памятника, следует направлять их на отношения знака и значения, которые всегда уникальны в конкретном произведении и одновременно зависят от общих закономерностей выразительности, традиций.
Эта модель дает возможность идентифицировать преобладающую тенденцию отношения с миром (например, человек с миром в отношениях равноправия, в ситуации диктата мира, или вслушивания человека в мир). Т.е. мир и человек – это две универсальные стороны художественного диалога, два базовых субъекта, как бы они не назывались, какую бы оболочку не принимали: например, человек и бог, социум и человек, или человек и объект его любви. Мироотношение, зафиксированное посредством такой диалектики диктатного и энтузиазмного начал, вносит существенный вклад в изучение культуры как мироотношения и идеалообразования эпохи, а также является подспорьем для искусствоведческого анализа произведений искусства, творчества художника, и особенно для выявления общих эстетических тенденций художественного периода.
Список литературы:
- Жуковский В. И. Пропозиции теории изобразительного искусства. Красноярск, 2005.
- Сульберекова М.Г.Роль курса «Эстетика» в системе общего и профессионального образования//Повышение качества высшего профессионального образования. Красноярск, 2007. С. 231-234.