English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
511288
   

Сороковикова Валентина Іванівна, кандидат філософських на-ук, доцент, завідувач гуманітарної кафедри Академії хорового мистецтва імені В.С.Попова (Москва, Росія).

 

«Культурологическое и эстетическое осмысление искусства постмодернизма»

 

Современная ситуация характеризуется трансформацией взаимоотношений между культурологией и эстетикой. Культурология является более поздней научной дисциплиной, чем эстетика. В настоящее время культурология представляет собой скорее новую гуманитарную парадигму, пришедшую на смену социоцентризму, чем частную науку. Вот почему вокруг культурологии идут такие бурные споры о ее научном статусе: является ли она объединением наук о культуре или же отдельной наукой.

В сферу культурологии включаются и проблемы, связанные с развитием художественной культуры и искусства, что делает необходимым уточнение границ с эстетикой как философией искусства. Данная задача, сложная сама по себе даже при рассмотрении истории искусства, еще более затрудняется при анализе современного искусства.

Эстетика традиционно представляет собой философское осмысление художественной культуры и искусства. Художественная картина мира становится для философской рефлексии тем материалом, на основе которого делаются выводы, как о состоянии человеческой культуры, так и о форме субъективности самого человека. Неслучайно в связи с этим то особое внимание, которое ныне уделяется философией современному искусству, в обоих его основных смыслах: и как искусству нашего времени, и как contemporary art.

 Постмодернизм заявил о себе вначале именно в сфере искусства, и лишь потом обнаружили его преломление в различных сферах человеческой деятельности. Взгляды на искусство У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, И. Хассана, Р. Рорти, Ж. Деррида и других современных философов позволяют понять не только сферу художественного, но в целом своеобразие постмодернистской культурной ситуации и ее преломление в различных областях человеческой деятельности: эстетике и этике, науке и политике.

Философы-постмодернисты пытаются понять то новое, что происходит в культуре в целом в связи со становлением информационного общества, а поскольку новая культурная ситуация вначале выражает себя именно в искусстве (оно становится испытательным полигоном), то закономерно обращение философии к анализу искусства, которое оказывается моделью для понимания культурных изменений.

Мироощущение постмодернизма нашло свое воплощение в искусстве, в рамках которого оно впервые возникло, а затем им же пропагандировалось, выражалось и генерировалось. Многие черты, присущие постмодернистскому искусству, характеризуют не столько его, сколько общую культурную парадигму современности. Именно в этом ключе следует рассматривать обобщающую классификацию основных черт постмодернистского искусства. Постмодернизм, с одной стороны, впитал в себя некоторые приёмы массовой культуры, с другой — отверг ее с тем, чтобы снять дистанцию между массовой и элитарной культурами, характерную для модернистской эстетики и модернистских теорий искусства.

Становление постмодернистской культуры и постмодернистского мировоззрения связано с внедрением электронных информационных технологий – наиболее значительным событием, коренным и глобальным образом затронувшим все сферы жизнедеятельности в последние десятилетия. Философия постмодернизма представляет собой не просто эклектические концепции, а является попыткой понимания и рефлексии происходящих в обществе и культуре изменений. Постмодернистская философия находит средства, с помощью которых обосновывается характеристика культуры сегодняшнего информационного общества. Ключевые категории постструктуралистской философии – это инструмент для анализа культуры постмодернизма как культуры информационного общества, причём каждый из философов предлагает особые средства для понимания новой культурной ситуации.

Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации начала ХХIв. и дающих философскую оценку последних тенденций в развитии художественной культуры и искусства. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция уже даже не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне.

В результате тех процессов, которые затрагивают искусство, могут появиться принципиально иные художественные практики. Задачу их осмысления, рефлексии по поводу новой художественной ситуации и новой художественной картины мира философия сохраняет за собой. 

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ