Сороковикова Валентина Іванівна, кандидат філософських на-ук, доцент, завідувач гуманітарної кафедри Академії хорового мистецтва імені В.С.Попова (Москва, Росія).
«Культурологическое и эстетическое осмысление искусства постмодернизма»
Современная ситуация характеризуется трансформацией взаимоотношений между культурологией и эстетикой. Культурология является более поздней научной дисциплиной, чем эстетика. В настоящее время культурология представляет собой скорее новую гуманитарную парадигму, пришедшую на смену социоцентризму, чем частную науку. Вот почему вокруг культурологии идут такие бурные споры о ее научном статусе: является ли она объединением наук о культуре или же отдельной наукой.
В сферу культурологии включаются и проблемы, связанные с развитием художественной культуры и искусства, что делает необходимым уточнение границ с эстетикой как философией искусства. Данная задача, сложная сама по себе даже при рассмотрении истории искусства, еще более затрудняется при анализе современного искусства.
Эстетика традиционно представляет собой философское осмысление художественной культуры и искусства. Художественная картина мира становится для философской рефлексии тем материалом, на основе которого делаются выводы, как о состоянии человеческой культуры, так и о форме субъективности самого человека. Неслучайно в связи с этим то особое внимание, которое ныне уделяется философией современному искусству, в обоих его основных смыслах: и как искусству нашего времени, и как contemporary art.
Постмодернизм заявил о себе вначале именно в сфере искусства, и лишь потом обнаружили его преломление в различных сферах человеческой деятельности. Взгляды на искусство У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, И. Хассана, Р. Рорти, Ж. Деррида и других современных философов позволяют понять не только сферу художественного, но в целом своеобразие постмодернистской культурной ситуации и ее преломление в различных областях человеческой деятельности: эстетике и этике, науке и политике.
Философы-постмодернисты пытаются понять то новое, что происходит в культуре в целом в связи со становлением информационного общества, а поскольку новая культурная ситуация вначале выражает себя именно в искусстве (оно становится испытательным полигоном), то закономерно обращение философии к анализу искусства, которое оказывается моделью для понимания культурных изменений.
Мироощущение постмодернизма нашло свое воплощение в искусстве, в рамках которого оно впервые возникло, а затем им же пропагандировалось, выражалось и генерировалось. Многие черты, присущие постмодернистскому искусству, характеризуют не столько его, сколько общую культурную парадигму современности. Именно в этом ключе следует рассматривать обобщающую классификацию основных черт постмодернистского искусства. Постмодернизм, с одной стороны, впитал в себя некоторые приёмы массовой культуры, с другой — отверг ее с тем, чтобы снять дистанцию между массовой и элитарной культурами, характерную для модернистской эстетики и модернистских теорий искусства.
Становление постмодернистской культуры и постмодернистского мировоззрения связано с внедрением электронных информационных технологий – наиболее значительным событием, коренным и глобальным образом затронувшим все сферы жизнедеятельности в последние десятилетия. Философия постмодернизма представляет собой не просто эклектические концепции, а является попыткой понимания и рефлексии происходящих в обществе и культуре изменений. Постмодернистская философия находит средства, с помощью которых обосновывается характеристика культуры сегодняшнего информационного общества. Ключевые категории постструктуралистской философии – это инструмент для анализа культуры постмодернизма как культуры информационного общества, причём каждый из философов предлагает особые средства для понимания новой культурной ситуации.
Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации начала ХХIв. и дающих философскую оценку последних тенденций в развитии художественной культуры и искусства. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция уже даже не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне.
В результате тех процессов, которые затрагивают искусство, могут появиться принципиально иные художественные практики. Задачу их осмысления, рефлексии по поводу новой художественной ситуации и новой художественной картины мира философия сохраняет за собой.