Славко Валерія Євгенівна, студентка четвертого курсу Новосибір-ського державного педагогічного університету (Новосибірськ, Росія).
«Элементы шаманизма как фактор сохранности народных верований (на примере словенских и хорватских кресников)»
Причиной адаптации к христианству многих народных верований может служить наличие в них элементов шаманизма. Мировоззренческий характер шаманизма позволяет ему избежать конфронтации с господствующей религией.
Вера в существование злых сил, приносящих несчастья и болезни, обуславливает необходимость появления народного защитника, который борется со злом и помогает людям. На территории Словении и Хорватии (на побережье, в Истрии и на Кварнерских островах) такими защитниками являются кресники. В зависимости от территории кресник известен под именами: krsnik, kresnik, kršnjak, krisnik, skrisnik, grišnjak [2, s. 23-24].
Кресники рождаются в белой «рубашке» или красной «шапочке», то есть в амниотической оболочке [4, s. 232]. В некоторых культурах это считалось признаком рождения будущего шамана [1, с. 25]. Акушерка, помогающая при родах, должна была громко объявить о рождении кресника.
Главными противниками кресников являлись штриги (štrigo, štriga, štrigun, štrigon, striga), олицетворяющие собой злые силы. Штриги насылают на людей заклинания, приносят беды, несчастья и болезни. Они рождались так же, как и кресники, только в черных «рубашках» или с хвостом. Акушерка должна была объявить о рождении штриги, чтобы лишить ребенка его сверхъестественной силы.
В 7, 17 или 27 лет креснику необходимо было завершить инициацию, первым этапом которой можно считать объявление о рождении.
Мотив сражения со штригами (а иногда и другими злыми существами: вукодлаками, морами, магонами [2, s. 43]) является центральным в рассказах о кресниках. Как правило, эти битвы происходили на перекрестках в дни поста в начале каждого сезона и в ночи перед большими праздниками [2, s. 36]. В некоторых рассказах упоминается дерево, стоящее на перекрестке, где происходит сражение. Можно сделать предположение, что место битвы является символическим центром мира: дороги расположены по сторонам света, а на их пересечении находится мировое дерево [3, s. 180-181].
Иногда кресники сражаются со штригами в облике животных: собак, быков, свиней, козлов, кошек и лошадей. Кресники превращаются в животных белого цвета или в разномастных, а для штриг характерен черный цвет [2, s. 39]. Принимая во внимание тот факт, что позитивная и негативная поляризация кресников и штриг не лежит в основе данного верования [2, s. 48], а фигуры кресника и штриги во многом схожи (способ рождения, умение превращаться в животное, покидать свое тело и др.), можно предположить наличие в данном веровании реминисценции дуалистической специализации в шаманизме: в некоторых культурах шаманы разделялись на «белых» и «черных» [1, с. 147-149].
Тесная связь с животным миром также характерна для шаманского комплекса: понимание языка животных и превращения (в измененном состоянии сознания, с помощью костюма или маски) М. Элиаде связывает со способностью шамана путешествовать из одного мира в другой и возвращаться в «райское» мифическое время [1, с. 79-80].
В сражении со штригами кресник выступал также и в качестве защитника своей общины, своего села, своей земли [2, s. 44]. З. Шмитек делает вывод о шаманских истоках этого явления, приводя в пример случаи, когда шаманы отправляли своих духов-помощников к враждебному обществу с целью нанести вред [3, s. 185].
Кресникам также приписывалась способность летать. В некоторых рассказах говорится, что кресники поднимались в небо, где в виде животных сражались со штригами [2, s. 37; 3, s. 180].
Душа кресника могла покидать тело и путешествовать во время сна или при потере сознания. [3, s. 176-178; 4, s. 225].
Магические полеты и путешествия в измененном состоянии сознания являются неотъемлемой частью шаманского комплекса, демонстрируя особый статус шамана и его сверхъестественные способности [1, с. 353-355].
Дар целительства также сближает фигуру кресника с шаманом. Кресники снимают заклятья, наложенные штригами, лечат людей и животных [2, s. 49-50; 4, s. 224, 226, 233].
Таким образом, феномен кресников содержит в себе значительное количество элементов шаманизма, что обуславливает его актуальность и сохранность вне зависимости от господствующей религиозной системы.
Список литературы:
- Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев: София, 1998. 384 с.
- Šešo L. O krsniku: od tradicijske pojave u predajama do stvarnog iscjelitelja // Studia ethnologica Croatica, Vol. 14/15. Zagreb, 2002/2003. Str. 23-53.
- Šmitek Z. Šamanizem na Slovenskem? Dileme o šamanizmu, obsedenosti in ekstazi // Studia ethnologica Croatica, Vol. 17. Zagreb, 2005. Str. 171-198.
- Vinšćak T. O štrigama, štrigunima i krsnicima u Istrii // Studia ethnologica Croatica, Vol. 17. Zagreb, 2005. Str. 221-235.