English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
511205
   

Злотникова Тетяна Семенівна, доктор мистецтвознавства, профе-сор кафедри культурології Ярославського державного педагогі-чного університету імені К.Д. Ушинського (Ярославль, Росія).

 

Бинарная оппозиция «провинция/столица»

в контексте трансформаций культуры России в течение 250 лет

 

 Русскую провинцию необходимо рассматривать какисторически сложившийся культурный феномен. Своими корнями это явление уходит в сформулированную Н. Бердяевым закономерность: «С внешней точки зрения огромные русские пространства представляются географическим фактом русской истории. Но с более глубокой, внутренней точки зрения сами эти пространства можно рассматривать как внутренний, духовный факт в русской судьбе. Это – география русской души».

В русской традиции особенно отчетливо актуализировался тот факт, что смысл понятия «провинция» определяется через оппозицию к понятию «столица».

В научной литературе и в художественных текстах нередко в качестве синонимов употребляются такие понятия, как «провинциальный», «региональный», «локальный»; в то же время нельзя утверждать идентичность этих понятий – скорее корреллирующий характер. При изучении аксиологических смыслов и контекстуальных связей другого ряда понятий – «провинция», «провинциал», «провинциальность», «провинциализм» - подчас устанавливается диалектика различения и неразличения позиций внутреннего и внешнего описания, семантики слова «провинция». При этом позиция современных исследователей провинции как историко-культурного феномена основывается предположении: «Под провинциальным подразумеваем не оценочную характеристику (даже в сравнении со «столичным»), а то, что относится не к столицам…» (С. Шмидт).

Бинарная оппозиция «столица-провинция» типична для имперского сознания, и потому историки первого «человека из провинции» обнаруживают в ХVIII в., когда в России складывалась имперская атрибутика, а в лексиконе укрепляется само слово провинция. Появление провинции в современном смысле можно отнести к периоду царствования Петра I. Именно тогда периферийные города превращаются в административные центры; в столице сказывается влияние европейской культуры, оно закрепляется там в противовес сохраняющейся в неприкосновенности на периферии народной, традиционной культуре. Отсюда делается вывод о формировании в России двух субкультур: столичной как инварианта европеизированной и провинциальной как инварианта традиционной. По мнению автора журнала «Современник» конца 1840-х гг., «со времен Петра Россия, обратив взоры на Европу, стала считать себя как бы ее провинцией… Можно сказать, что в отношении к Европе Петербург – провинциал первой руки, Москва – второй, а остальная Россия – третьей». Тогда же, по-видимому, сложились две конфликтные ситуации: во-первых, противостояние между европеизированной, новой русской культурой и культурой традиционной, опирающейся на фундамент Древней Руси с ее крестьянскими общинами; во-вторых, противоречия между самостоятельно оформившимися социокультурными феноменами города и деревни. Город стал восприниматься как прибежище новой, окрашенной часто негативными коннотациями культуры и источник ее распространения, деревня же – как место сохранения старых культурных ценностей (альтернативы пьесы Л. Толстого «Власть тьмы»).

Первый наиболее простой и ограниченный конкретными пространственными рамками круг представлений о провинции: в России – это все, что отдалено от города, вернее – от столицы, от поверхностных признаков цивилизованного быта. Второй – провинция отстает от столиц в количественных масштабах.

Известны как минимум два варианта отношения провинции к центру. В одном случае культурная провинция рассматривается применительно к современным западным странам и к России ХIХ – начала ХХ вв. (надежные репродуктивные механизмы позволяют относительно синхронно транслировать и воспроизводить культурные образцы, формируемые в центрах; отсюда проистекает близость проявлений лондонской и парижской, петербургской или нижегородской и ярославской, в любом случае – городской жизни). Во втором случае провинциальная жизнь рассматривается как проявление более низкого уровня культуры и воспринимается вне передовых культурных образцов, вне новых умений и потенций усвоения этих образцов, в контексте прошлого, а не будущего. В этимологической оппозиции «столичное – провинциальное» последнее имеет чаще всего отрицательные коннотации.

Разделение русской культуры на «столичную» и «провинциальную», в числе прочего, опирается на историю развития страны, отличную от истории развития стран Западной Европы. Особенностями России в этой связи являются относительная небуржуазность (как функция от национального характера) и сверхцентрализация общества (берущая свое начало в эпохе «складывания» колоссального государства).

Рядом с оппозицией«столицапровинция» сложилась и другая оппозиция: «Петербург – Москва и провинция».

Своеобразие российского варианта культурной антитезы столицы и провинции заключается в том, что своя провинция есть и в столичных городах XIX века: в Москве – Замоскворечье, в Петербурге – Коломна или Выборгская стороны. Различается и «тонус» двух столиц: «В Москве отдыхают. Здесь всякий может дурачиться как хочет, жить и умереть чудаком» (К. Батюшков) – то бишь провинция становится местом исполнения прихотей, в то время как столица – местом исполнения долга. «За что Россия любила Москву? За то, что узнавала в ней себя. Москва охраняла провинциальный уклад, совмещая его с роскошью и культурными благами столицы. На нем лежит печать светлой наивности, доброй здоровой лени. Здесь нет ни капли петербургского излома, мучительства – зато и нет мучительной напряженности и поиска» (Г. Федотов).

Представляется возможным установить не сами по себе пространственные характеристики, но хронотоп русской провинции. Последняя предстает как явление специфическое, мало зависимое от географических координат, имеющее корни в душе человеческой не менее, чем в истории. Это и пространство, расположенное на тысячи верст вокруг Москвы или Петербурга; это и время, которое нужно затратить человеку не столько на путь по городам и весям, сколько не преодоление духовных различий с динамичными (а подчас и циничными) согражданами; это и настроение, отмеченное мечтательностью и тоской, охватывающее на нешироких улицах, на проселочных дорогах, среди полуоблупившихся простеньких или претенциозных домов.

Пространственные характеристики провинции простираются не только в горизонтальном, но и в вертикальном измерении. Традиционно считалось, что «опуститься» в провинцию означало умереть, но одновременно прикоснуться к нарождающемуся новому; провинция аналогична смерти, чреватой рождением. Прибытие из центра на периферию, прежде всего в художественной провинциологии, выглядит как спуск, погружение; по наблюдениям исследователей, для изображения Москвы и отдаленных местностей характерно панорамное видение сверху. В свою очередь, провинция по отношению к Москве расположена внизу, в силу чего в ХХ в. появляется такой публицистический штамп, как «глубинка».

Для русской культуры, в том числе пребывающей в состоянии болезненного переживания рубежа веков (как ХIХ и ХХ, так и ХХ и ХХI), мало приемлем традиционный для мировой культуры принцип соотнесения провинции со всем остальным миром. Европейская культура ХХ в. развивалась, исходя из представления: неважно, где, важно, как и кто. Европейцы, а тем более американцы мобильны по определению, к месту не привязаны, эту привязанность (в том числе и в метафорическом смысле) не драматизируют.

Особые нравственно-психологические интенции делают географическое пространство провинции подвижным: это всегда то место, где житель сейчас находится, ставшая привычной среда обитания. У А. Чехова это был Таганрог по отношению к Москве, Москва – по отношению к Петербургу, Россия – по отношению к «загранице», Швейцария – по отношению к Италии или Франция, Европа – по отношению к Америке. Отсюда для России традиционна стеснительность, своего рода комплекс «житомирского кузена» (М. Булгаков), когда провинция и провинциал рассматриваются как явление и человек «второго сорта.

Существенным отличием столицы и провинции в России ХХ в. остается различие объемов пространства для маневра. Для провинции это чаще всего вектор, выводящий субъект культуры за естественные географические пределы: традиционным является стремление из провинции в столицы (в художественной жизни это касается театра, музыки, эстрады); заметно сокращается в силу экономических причин и внутрипровинциальная миграция, известная по персонажам пьес А. Островского как передвижение «из Керчи в Вологду». Возрастает и изоляция провинции: в отличие от существовавшей в тоталитарном государстве квоты на участие в столичных вернисажах (показ в столице как форма поощрения) стала настойчиво внедряться мысль о самодостаточности провинции. Эта идея выступает как способ компенсации для самих провинциалов и возможность для столицы отчуждения от трудноразрешимых провинциальных проблем.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ