English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
498635
   

Хрєнов Микола Андрійович, доктор філософських наук, профе-сор, заступник директора з наукової роботи Державного інсти-туту мистецтвознавства Міністерства культури Російської Фе-дерації (Москва, Росія).

 

Культурология как «русская наука»: локализация или универсализация культурологического пространства?

 

Возникновение в последние десятилетия ХХ в. в России науки о культуре и ее интенсивное развитие в настоящее время объясняется не только внутренними для науки причинами, но социальной историей, в частности, крахом коммунистической идеологии. Утверждение этой идеологии во многом было причиной невнимания к культуре, а, следовательно, и к науке о ней на протяжении всей первой половины ХХ в. Эта идеология претендовала на осуществление тех функций, которые в истории всегда осуществляла культура как институт, способствующий выживанию больших человеческих коллективов. Поскольку ставилась задача построить общество, которого в истории еще не существовало и поскольку его следовало построить в короткие сроки, то развертывалась всеобщая мобилизация, понижающая значимость этнических, национальных и конфессиональных факторов, а вместе с ними и культуры в целом. Утверждение, а затем и крах наднациональной и надконфессиональной идеологии вызвали к жизни социальный контекст культурологической рефлексии, которого не существовало в других странах и способствовали созданию в России исключительной ситуации для становления науки о культуре. Смена контекста для некоторых западных культурологов, например, Л. Уайта является решающей при определении того, что такое культура. Конец ХХ в. в России вернул к упраздненному тоталитарным режимом контексту, но в то же время и способствовал его осознанию, что стало исходной точкой становления в этом регионе науки о культуре. Проблема, следовательно, заключается не в том, существует ли сходство в представлениях о культуре между Россией и другими станами, например. западными, а в том, можно ли считать, что Россия сегодня выдвигает какую-то особую концепцию культуры, которая не повторяет того, что существует в западной науке, но в то же время имеет право на существование и, возможно, утверждает одну из парадигм в науке о культуре вообще. При ответе на этот вопрос необходимо представлять крах идеологии не внутренним для России процессом. По сути, в этом, казалось бы, специфическом для России явлении проявилось нечто большее, затрагивающее общие для других народов процессы истории. Крах идеологии является в то же время крахом того мировосприятия, которое возникло еще в эпоху Просвещения и которое Ю. Хабермас называет мировосприятием модерна. Это обстоятельство требует более широкого освещения развертывающихся в России процессов. Именно это обстоятельство диктует поставить вопрос: способна ли Россия в лице ученых, представляющих культурологию, выдвинуть какую-то идею, которая бы в ситуации угасания модерна как универсального мировосприятия, оборачивающегося сегодня повсеместно распространяющимся в мире хаосом, могла бы продемонстрировать свою жизнеспособность не только для России, но и для других цивилизаций. Возможно, осветить такой вопрос еще не наступило время. Однако можно попытаться понять те стихийные и пока еще не во всем осознаваемые (в том числе, и в соответствии с культурологическими процедурами) процессы распада модернистских установок в форме разложения скомпрометировавшей себя идеологии и одновременно процессы, свидетельствующие об альтернативной модерну традиции, характеристика которой дана П.Сорокиным в его фундаментальном исследовании о социодинамике культуры, уже можно. Мы, опираясь на имплицитные форму культурологической рефлексии (а в России это очень конструктивные формы, связанные с искусствознанием, филологией и философией, о чем свидетельствуют концепции Бахтина, Лотмана, Аверинцева и др.), исходим из потенциала романтизма как антагониста просветительской (модернистской) тенденции. Именно эта альтернативная модерну традиция и является сегодня для России определяющей, что не соответствует установкам, существующим в других параллельно существующих цивилизациях, все еще продолжающим исходить из установок модерна. Модерн и Романтизм давно уже стали вневременными константами, которые во многом продолжают определять существующие в современной науке установки. Даже постмодерн в оппозиции модерну выступает лишь в том случае, если опирается на традицию романтизма. Фиксируемая нами в истории оппозиция позволяет точнее разобраться в методологических подходах, имеющих место в настоящее время в культурологии. На наш взгляд, становление самой культурологии в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. прямо связано с возвращением к романтической традиции, не принимающей, как известно, идеи прогресса. Просветительская (модернистская) позиция способствует утверждению в культурологии позитивизма. В этом случае культурология имитирует подходы, существующие в естественнонаучном знании, не используя тот потенциал, что существует в гуманитарных науках. Такое направление в науке, как культурная антропология в ее американском варианте может служить иллюстрацией этой тенденции. Существует ли в современной культурологии альтернатива позитивизму? Мы ее связываем с традицией, возникшей в эпоху Романтизма. Предметом этой традиции является личность, т.е. индивидуальные, а не коллективные феномены, которые культурологи пытаются найти в культуре. Правомерно ли перенесение методов, применяемых при исследовании примитивных обществ, на осмысление процессов, существующих в современных индивидуализированных обществах? Разве не свидетельствует имеющее сегодня место в России непонимание между искусствоведами и культурологами в том, что культурология пока не обогащает искусствоведов необходимыми для них знаниями? Это обстоятельство свидетельствует о необходимости развертывания потенциала, существующего в комплексе гуманитарных наук. В соответствии с А. Кребером, выдающиеся личности полнее выражают культурные модели и возникающие в их границах ценности. Потенциал гуманитарных наук далеко еще не исчерпан, в том числе, в представлениях о культуре. Успехи, имеющие место в таких науках, как филология и искусствознание, свидетельствует не только о влиянии культурологии на эти науки, но и об обратном воздействии названных наук на эксплицитную культурологию. 

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ