Одинцова Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования Института развития образования г. Ханты-Мансийск Возможности использования средств информационно-компьютерных технологий в повышении квалификации учителя музыки
Ускорение научно-технического прогресса поставило перед современной высшей педагогической школой важную задачу - помочь учителю активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией, и непрерывным самообразованием с помощью средств информационно-компьютерных технологий (ИКТ).
Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Персональный компьютер уверенно вошёл в систему дидактических средств, стал важным элементом предметной среды. Для создания условий перехода к ИКТ необходимо совершенствование базовой подготовки, переподготовки, повышения квалификации (ПК) преподавателей; оснащение системы образования техническими средствами; создание системы дистанционного образования в России.
В информационно-компьютерных технологиях используются специальные технические и информационные средства, персональные компьютеры с "дружественным" интерфейсом работы пользователя и телекоммуникационные средства. "Компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством в процессе подготовки, получения и передачи информации обучаемомуявляется компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением.
Три основных принципа ИКТ:
- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
- гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Учитывая специфику музыкально-педагогической деятельности учителя музыки,особый интерес для нашего исследования представляют следующие средства ИКТ: мультимедийные интерактивные презентации, познавательные компьютерные программы (звуковые и нотные редакторы), цифровые ресурсы сети Internet, учебники, словари-справочники на электронных носителях, нотные архивы, и т. д.
Без технологии Multimedia(многовариантная среда), которая сочетает текстовую, графическую информацию со звуковой, видео, мультипликацией трудно представить современное обучение. В сфере обучения с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Программы создания мультимедийных презентаций (PowerPoint) или музыкального клипа (WindowsMovieMaker) позволяют создавать информационную поддержку при подготовке и проведении урока, и во внеклассной работе. Программа «Звукозапись» предназначена для записи, смешивания, воспроизведения и редактирования звукозаписей, а так же позволяет связывать звуки с другим документом или вставлять их в него. Используя интерактивный режим программ, их способность «откликаться» на действия преподавателя или обучаемого, «вступать» с ними в диалог, расширяются области применения компьютера в учебном процессе, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения в процессе повышения квалификации.
Знакомство с музыкально-компьютерными программами, сам процесс их освоения способствует интенсивному развитию умений самообразовательной деятельности. На курсах ПК учителя музыки осваивают программы набора нотного текста, редактирования и печати. (NoteWorthyComposer, Sibelius), компьютерную аранжировку музыкальных произведений (BandInABox), универсальный музыкальный редактор, работу со звуком, аранжировкой и композициями (Cubase), профессиональную обработку звука, редактирование аудио-файлов (Sound Forge).
Использование современных Internetресурсов позволяет говорить о принципиально новом подходе к повышению квалификации педагога-музыканта, требуется создание новых, вариативных технологий образования, где будет возможность выбора образовательных целей, темпа и форм обучения, быстрой профессиональной переориентации.
Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает как организацию учебного материала, так и общение (через электронную почту, телеконференцию) с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии получило название дистанционного обучения (от англ. distanceeducation— обучение на расстоянии). В Институте развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югра разрабатывются дистанционные курсы ПК для учителей музыки, где компьютер и информационные системы могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении.
Работа преподавателя при использовании технологии с использованием ИКТ включает следующие функции:
- организация учебного процесса на уровне аудитории в целом, предмета в целом;
- организация внутренней активации и координации, организация рабочих мест;
- индивидуальное наблюдение за обучаемыми, оказание индивидуальной помощи.
С помощью компьютера или мультимедийных систем достигается идеальный вариант индивидуального обучения, использующие звуковые и визуальные образы; связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
В процессе промежуточного контроля курсов ПК слушатели заполняют «Карту творческой активности» где проходит ежедневная самооценка работы на занятиях.
В завершении курса ПК слушатели защищают свои творческие работы, вынося их на обсуждение коллег, заполняют Лист самооценки, где отмечают освоение материала, затрудненияи др.
В заключении отметим, что использование современных информационно-компьютерных технологий на уроках музыки– принципиально новый подход к обучению и воспитанию личности, как учителя, так и обучающегося. Широкиевозможностипредоставляются в развитии творческих способностей при внедрении средств ИКТ в процессе обучениямузыки. В процессе курсов повышения квалификации слушателям дается «толчок» к самостоятельному добыванию знаний и развитию самообразовательных умений.
Умение создавать различные презентации в проектной деятельности на основе музыкальных произведений, изучение музыкально-компьютерных программ, освоение сети Интернет позволяет сделать общение с произведениями искусства более интересным и многогранным. На наш взгляд, внедрение компьютерных технологий в музыкальное образование способствует повышению эффективности урока, его развивающих, образовательных и воспитательных функций.