Рыженко Инна Владимировна, преподаватель ДонНМУ им.М.Горького (Донецк) Глобализация и проблемы вхождения Украины в Болонский процесс
Процессы европейской интеграции охватывают все больше сфер жизнедеятельности. Не стало исключением и образование, особенно высшая школа. Украина четко определила ориентир на вхождение в образовательное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований, все настойчивее работает над практическим присоединением к Болонскому процессу.
За 18 лет независимости Украина все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров. В итоге, высшее образование в Украине становится неликвидным и неконкурентоспособным, уступает уровню образования развитых стран и не признается европейским сообществом. Такая неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных реформ, чтобы дать возможность реализоваться огромному интеллектуальному потенциалу, который есть в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы на сегодняшний день представляется модернизация его по европейскому образцу, большим подспорьем в этом плане может стать Болонский процесс, задача которого – приведение высшего образования в европейских странах к единым стандартам и критериям.
Процессы глобализации превращают образование в один из важнейших элементов социальной инфраструктуры развитых государств. Социально-экономические и технологические преобразования в современном мире выдвигают непростые задачи, многие из которых неизбежно связаны с функционированием института образования. Таким образом, образование в современном общественном развитии выступает одним из основных инструментов повышения конкурентоспособности как страны в целом, так и каждого человека в отдельности.
В последние годы одной из наиболее острых социальных проблем развития украинскоговысшего образования является включение его в единое европейское образовательное пространство. Процессы глобализации, затрагивающие в том числе и сферу образования, проявляются в стремлении европейских государств к унификации и интеграции образовательных стандартов, выработке общих критериев образовательной политики в рамках Болонского процесса.
Суть Болонского процесса состоит в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, названной Зоной европейского высшего образования и основанной на общности фундаментальных принципов её функционирования. Начало этому процессу было положено 19 июня 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана специальная декларация, предусматривающая создание единого европейского образовательного пространства. С этого времени начался активный процесс реформирования высшей школы в странах Западной и Восточной Европы. К настоящему времени из 45 государств, отнесённых к Европейскому региону, Болонскую декларацию подписали 40.
Глобализация стирает границы между странами, выдвигает на первый план экономическое развитие, в след, за которым медленно хромает социальное. Образование теперь рассматривается не как способ развития личности, а как один из факторов производства, от которого зависит производительность, а также на возможность создания конкуренции, привлечения капиталов, на развитие и создание рабочих мест. Уменьшая долю присутствия государства, вводятся рыночные механизмы и ценности, с явным предпочтением рыночным экономическим целям при подготовке кадров. Образование стало продуктом, который можно купить. Основная проблема заключается в появлении невидимого барьера, разграничивающего тех, кто может получить образование и тех, кому оно перестало быть доступным, по ряду причин. Теперь твоё будущее зависит не от твоих знаний и стремлений, а от того, кто твои родители. Всё идёт к тому, что разрыв между социальными слоями населения углубляется. Общество распадается на касты. Так не далеко и до средневековья. Образование стало роскошью для многих людей. Нет денег – бери лопату! Таков девиз либерализированного образования.
В итоге необходимо сказать, что как глобализацию, Болонский процесс можно любить или не любить, однако его нельзя игнорировать. Процесс уже начался и набрал достаточные темпы. Наши государства включились в него и вопрос теперь не в том, будем ли мы, то есть профсоюзы образования, в нем участвовать, а в том, как будем участвовать – активно определять свое место или пассивно стоять в стороне и наблюдать за событиями. Думаю, это ситуация без права выбора – мы должны начать наступательно (хотя уже с большим опозданием) и объединить свои усилия для получения практических результатов.