Степчина Дарья, студенткa, Ильевская Светлана Александровна, кафедрa философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета «Социальный интеллект как фактор психологического развития личности студента вуза»
Интеллектуальное развитие будущих специалистов становится в настоящее время наиболее актуальной задачей высшей школы. Это связано с тем, что, во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллектуальный продукт, а ключевой формой собственности - собственность интеллектуальная. Именно интеллект людей и их квалификация во многом определяют развитие производства и науки, место государства в международном сообществе. Во-вторых, интеллектуальное творчество выступает в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в развитии общества: чем меньше интеллектуально развитых людей, тем в большей мере будут выражены деструктивные тенденции в обществе. В-третьих, работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей степени человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей степени он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
Проблеме выяснения природы и сущности интеллекта человека уделялось достаточно большое внимание в философии, психологии, педагогике. Научные представления об интеллекте складывались, формировались и развивались на протяжении длительного исторического периода. В свою очередь данную проблему исследовали следующие ученые: Сократ, Аристотель, Платон, Т.Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах, И. Кант, Г. Гегель, Ж. Пиаже, Р. Стернберг, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Рубинштейн и др.
Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению интеллекта, данный вопрос остается полем ожесточенных дебатов, где оспариваются основные понятия, теории и способы их практического приложения.
Учитывая, что социальный интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает там, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим. Так Е.И. Ишутин и др. выявили его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах деятельности.
Нами предпринята попытка исследования социального интеллекта как фактора учебной образовательной деятельности студента вуза.
Предметом исследования был избран социальный интеллект и его роль в процессе формирование личности студента в условиях вуза. Задачами исследования явились:
- Анализ теоретико-методологических и методических исследований по проблеме социального интеллекта личности;
-
Изучение основных характеристик и роль социального интеллекта в процессе вузовского обучения;
3.Осмысление особенностей процесса формирования социального интеллекта у студентов.
Проводя исследование, мы предполагаем, что целенаправленное развитие социального интеллекта как компонента структуры социализации личности в вузе будет способствовать повышению образовательного уровня студента.
Для решения поставленных задач использовались: теоретический анализ научной литературы, опрос, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.
В качестве испытуемых были выбраны студенты с 1 -го по 5 курс 2 медицинского факультета Донецкого Национального Медицинского Университета им М.Горького. Выборку составили 60 человек. Констатирующий эксперимент проводился по следующим методикам: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и диагностика структуры интеллекта Дружинина. Было показано, что социальный интеллект проходит ряд этапов в своем формировании в процессе социализации личности, и в то же время выступает одним из факторов развития личности. В результате исследования была выявлена тенденция динамики развития интеллекта в целом, и в том числе социального интеллекта, в процессе вузовского обучения.
Студенты 1 курса показали следующие уровни интеллекта (по методике исследования социального интеллекта Дж Гилфорда и диагностике структуры интеллекта Дружининой):
-1 курс 35%;
По мере продолжения обучения у студентов следующих курсов была выявлена следующая динамика развития интеллекта.
- 2 курс 48 % ;
- 3 курс 6 3 % ;
- 4 курс 68 % ;
- 5 курс 79 %.
В данной работе мы установили, что необходимым условием закономерного процесса социального развития личности является наличие двух противоположных тенденций - типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта.
Социальный интеллект следует рассматривать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий.