Кривых Елена Георгиевна Московский государственный строительный университет, Информационные технологии и трансляция философского знания.
Сфера образования в своих основных характеристиках является прежде всего информационно-коммуникативной системой. Ю. Хабермас определяет коммуникацию как нахождение взаимопонимания между социальными субъектами, что является возможным лишь «в свободной структуре публичности». Своеобразное преломление этот тезис получает в работах теоретиков информационного общества. О. Тоффлер пишет о создании нового информационного пространства (глобальной сети), в которой возможно становление «подлинной демократии, возникновение неких гибких социальных структур,ассамблей социального будущего». Модель коммуникативного общения в университетской среде является в некотором роде идеальной по содержанию (структурированию смыслов), характеристикам участников, по степени значимости этой коммуникации для общества в целом.
Схему организации образовательного процесса можно представить следующим образом: информация – анализ – методология – технологии. Осмысление соотношения методологии и информационных технологий в трансляции философского знания, – одна из сложных и насущных задач для современного преподавателя. Преподавание философии в самом общем смысле – это, разумеется, процесс передачи знаний, но и формирование мышления, умения использования различных мыслительных стратегий, потребности в конструировании ценностей и смыслов своей деятельности, создание механизмов контроля за её результатами. Исходя из понимания компетенций как мотивированных способностей, следует отметить, что востребованные обществом качества личности, рождающиеся в освоении философского материала, формируются не нейтральными по отношению к материалу технологиями, но соответствующими ей по духу методологическими средствами и методиками. Для гуманитарных курсов это, в первую очередь, многосторонний диалог (в том числе и в режиме on-line), проектная деятельность, позволяющая активизировать самостоятельную работу студентов.
Если проект – образец, который лежит в основе деятельности, представление о должном, определяющее отношение к существующему, то проективное образование, а в более узком смысле метод проектов, позволяет соединить мотивацию обучения (что важно с точки зрения общественной значимости результатов образования) и использование определённой образовательной технологии (перевод обучаемого с уровня освоения информации к потребности овладения знанием).
В методе проектов студент задействован как личность, процесс движения к поставленной цели определяется им самим. Следует подчеркнуть, что метод проектов в этом значении применим лишь к определённой части студентов, наиболее активной, «продвинутой». Этот метод может стать ведущим в научной и учебной работе с магистрантами и аспирантами. Возможен и другой подход к реализации метода проекта, когда выполнение творческого задания объединяет усилия студентов с различным уровнем подготовки. Проект – это конкретное задание, связанное с учебным материалом, но выходящее за рамки общеобязательного знания и значительно расширяющее кругозор студентов. При этом необходимыми условиями выбранной темы должны стать актуальная значимость предмета исследования для студентов всей группы, потока и социальная значимость темы для молодёжи в целом.
Информационная база метода проектов практически безгранична. На всех этапах исследовательской работы студент включается в поиски, выбор, отбор философской и общенаучной методологии. Разнообразие информации, потенциальная многовариантность способов её осмысления, возможности тесного взаимодействия с преподавателем в асинхронной среде (электронная почта), – всё это осуществляется на основе компьютерных технологий, как и завершающий этап — представление в форме презентации. Специфика представления философского материала заключается в больших объёмах текстов, слабой степени формализации, достаточно сложно визуализировать эту информацию.
Важнейшей особенностью гуманитарных и, конечно, философских текстов является обращение к текстовым источникам и предшествующих поколений, и современных авторов. Специалисты в области математической логики, создавая модели исчисления цитат, отмечают, что цитирование таких текстов в принципе выходит за пределы физических возможностей вычислительной техники (А.М. Анисов). Но именно полезные особенности гипертекстовых систем наиболее адекватны многослойности и неоднозначности гуманитарного знания. Работа гипертекстовой обучающей системы позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению, широкую доступность возможностей образования, в том числе и наглядности; свобода в переходах по ссылкам сочетается с необходимостью придерживаться определённого направления, метода в этой деятельности.
Расширение знания – первичная функция информационно-коммуникативных технологий. Для того чтобы перейти к развитию мыслительной деятельности обучающихся, преподаватель должен выступать как главная фигура в конструировании образовательного пространства, направляя методологические поиски. Один из наиболее распространённых упрёков относительно информатизации учебного процесса — фрагментация знания и отсутствие полноценного контакта с преподавателем. Но, как это не парадоксально, именно возможности асинхронной связи, о чём упоминалось выше, должны представить это общение в новом качестве, – индивидуализировать, обеспечить особое внимание студенту и доступность преподавателя, снимает психологические барьеры, увеличивает эффективность работы преподавателей.
На рынке труда, и сейчас в период кризиса, самыми востребованными качествами специалистов являются умение работать в команде, коммуникационные навыки, готовность адаптироваться к изменяющимся условиям. Эти требования обращены и к личности преподавателя. Можно говорить о том, что многое в сфере применения мультимедийных средств обучения соответствует критериям повышения качества образования. Но методологическая роль преподавателя должна проявляться и на новых более высоких уровнях образования: в магистратуре, работе с аспирантами. Если современные электронные учебные пособия созданы в основном по линейному типу организации материла (последовательно выстроенная информация), то курсы для элитных специалистов должны быть ориентированы на вхождение в проблемные ситуации развития теоретической мысли, то есть отвечать потребностям более высокого плана, нелинейному мышлению.