English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
489994
   

Кривых Елена Георгиевна Московский государственный строительный университет, Информационные технологии и трансляция философского знания.

 

Сфера образования в своих основных характеристиках является прежде всего информационно-коммуникативной системой. Ю. Хабермас определяет коммуникацию как нахождение взаимопонимания между социальными субъектами, что является возможным лишь «в свободной структуре публичности». Своеобразное преломление этот тезис получает в работах теоретиков информационного общества. О. Тоффлер пишет о создании нового информационного пространства (глобальной сети), в которой возможно становление «подлинной демократии, возникновение неких гибких социальных структур,ассамблей социального будущего». Модель коммуникативного общения в университетской среде является в некотором роде идеальной по содержанию (структурированию смыслов), характеристикам участников, по степени значимости этой коммуникации для общества в целом.

Схему организации образовательного процесса  можно представить следующим образом: информация – анализ – методология – технологии. Осмысление  соотношения методологии и информационных технологий в трансляции философского знания, – одна из сложных и насущных задач для современного преподавателя.  Преподавание философии в самом общем смысле – это, разумеется, процесс передачи знаний, но и формирование мышления, умения использования различных мыслительных стратегий, потребности в конструировании ценностей и смыслов своей деятельности, создание механизмов контроля за её результатами.  Исходя из понимания компетенций как мотивированных способностей, следует отметить, что востребованные обществом качества личности, рождающиеся в освоении философского материала, формируются не нейтральными по отношению к материалу технологиями, но соответствующими ей по духу методологическими средствами и методиками. Для гуманитарных курсов это, в первую очередь, многосторонний диалог (в том числе и в режиме on-line), проектная деятельность, позволяющая активизировать самостоятельную работу студентов.

Если проект – образец, который лежит в основе деятельности, представление о должном, определяющее отношение к существующему, то проективное образование, а в более узком смысле метод проектов, позволяет соединить мотивацию обучения (что важно с точки зрения общественной значимости результатов образования) и использование определённой образовательной технологии (перевод обучаемого с уровня освоения информации к потребности овладения знанием).

   В методе проектов студент задействован как личность, процесс движения к поставленной цели определяется им самим. Следует подчеркнуть, что метод проектов в этом значении применим лишь к определённой части студентов, наиболее активной, «продвинутой». Этот метод может стать ведущим в научной и учебной работе с магистрантами и аспирантами. Возможен и другой подход к реализации метода проекта, когда выполнение творческого задания объединяет усилия студентов с различным уровнем подготовки. Проект – это конкретное задание, связанное с учебным материалом, но выходящее за рамки общеобязательного знания и значительно расширяющее кругозор студентов. При этом необходимыми условиями выбранной темы должны стать актуальная значимость предмета исследования для студентов всей группы, потока и социальная значимость темы для молодёжи в целом.

Информационная база метода проектов практически безгранична. На всех этапах исследовательской работы студент включается в поиски, выбор, отбор философской и общенаучной методологии. Разнообразие информации, потенциальная многовариантность способов её осмысления,  возможности тесного взаимодействия с преподавателем в асинхронной среде (электронная почта), –  всё это осуществляется на основе компьютерных технологий, как и завершающий этап — представление в форме презентации. Специфика представления философского материала заключается в больших объёмах текстов, слабой степени формализации, достаточно сложно визуализировать эту информацию.

Важнейшей особенностью гуманитарных и, конечно, философских текстов является обращение к текстовым источникам и предшествующих поколений, и современных авторов. Специалисты в области математической логики, создавая модели исчисления цитат, отмечают, что цитирование таких текстов в принципе выходит за пределы физических возможностей вычислительной техники (А.М. Анисов). Но именно полезные особенности гипертекстовых систем наиболее адекватны многослойности и неоднозначности гуманитарного знания. Работа гипертекстовой обучающей системы позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению, широкую доступность возможностей образования, в том числе  и  наглядности; свобода в переходах по ссылкам сочетается с необходимостью придерживаться определённого направления, метода в этой деятельности.

Расширение знания – первичная функция информационно-коммуникативных  технологий. Для того чтобы перейти к развитию мыслительной деятельности обучающихся, преподаватель должен выступать как главная фигура в конструировании образовательного пространства, направляя методологические поиски. Один из наиболее распространённых упрёков относительно информатизации учебного процесса — фрагментация знания и отсутствие полноценного контакта с преподавателем.  Но, как это не парадоксально, именно возможности асинхронной связи, о чём упоминалось выше, должны представить это общение в новом качестве, – индивидуализировать, обеспечить особое внимание студенту и доступность преподавателя, снимает психологические барьеры, увеличивает эффективность работы преподавателей. 

На рынке труда, и сейчас в период кризиса, самыми востребованными качествами специалистов являются умение работать в команде, коммуникационные навыки, готовность адаптироваться к изменяющимся условиям. Эти требования обращены и к личности преподавателя. Можно говорить о том, что многое в сфере применения мультимедийных средств обучения соответствует критериям повышения качества образования. Но методологическая роль преподавателя должна проявляться и на новых более высоких уровнях образования: в магистратуре, работе с аспирантами. Если современные электронные учебные пособия созданы в основном по линейному типу организации материла (последовательно выстроенная информация), то курсы для элитных специалистов должны быть ориентированы на вхождение в проблемные ситуации развития теоретической мысли, то есть отвечать потребностям более высокого плана, нелинейному мышлению.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ