Кускова Светлана Михайловна, к.ф.н. Российский Государственный Социальный Университет, г. Москва Направление 1 «Гуманитарная наука» Секция 1 Модели социогуманитарного знания «Проблема знания в философской антропологии»
Современная научная философия, важнейшим направлением которой является философская антропология, исследует сущностную структуру человека и общие законы его развития. Нелинейный характер развития связан с различием моделей знаний, формирующих личность в разных культурах. Эти модели не извлекаются из случайного исторического опыта, а выводятся aprioriиз фундаментальных свойств человеческого сознания. Согласно М. Шелеру [1, с.29], человека от животного радикально отличают духовные функции, выходящие за пределы жизненных ситуаций и ценностей.
- Способность субъекта в познавательной деятельности руководствоваться только объективными свойствами предмета, а не влечениями организма и психики.
- Возвышенная любовь к миру, свободная от потребностей.
- Усмотрение априорной сущности во множестве случайных явлений.
Остальные человеческие способности (технический интеллект, альтруистическое поведение) в зачаточной стадии имеются у высших животных. Развитие этих навыков не есть образование человека, а есть его подготовка к лучшему исполнению предписанной функции. Например, обучение исполнительных менеджеров и вышколенной домашней прислуги подобно дрессировке цирковых зверей, опирается на те же механизмы психики и имеет целью выработать у человека правильную реакцию на заданные условия среды. Поэтому навыки адаптации работника к типичным ситуациям (центральный предмет модной компетентностной теории образования) не являются вообще образовательным знанием.
Философская антропология понимает «образование» как формирование, генезис человеческого духа, процесс превращения в человека. Образование - это не состояние сознания, а форма бытия личности. Гуманизация личности есть проявление в ней божественного замысла, возрастание свободы от жизненных обстоятельств и преобразование реальности в соответствии с идеалом добра.
Шелер считает образование не средством роста производства, а целью эволюции человечества. Каждой из трёх духовных способностей соответствует свой тип знания, характерный лишь для человека, отсутствующий даже в зачатке у животного.
Это знание ради господства, знание ради спасения и сущностное знание.Первое – инструмент достижения практических задач, второе – средство самосовершенствования личности, а третье – не средство, но цель: бескорыстное постижение объективных структур. Это три позиции разумного существа в отношении его главной способности, три возможных пути поиска смысла человеческой жизни.
Модель знания ради господства лежит в основе социальной инженерии. Общественные институты, такие как рынок, семья, государство, понимаются не как высшие ценности, которым должен служить человек, и не как автономные сверхорганизмы, управляющие людьми, но как машины, построенные людьми ради удовлетворения человеческих потребностей. Если машина работает не так, как надо, инженер вносит в неё изменения. Этот вид гуманитарного знания преобразует социальную среду согласно требованиям разума и морали человека. Соответствующая система образования должна готовить специалистов по гуманизации общества, улучшению отношений между людьми, модернизации государственных структур по нормам естественного права.
Знание ради спасения – условие самовозрастания духа к идеалу высшей святости. Человек преодолевает границы собственной природы, открывает новые возможности разума, новые моральные ценности, новые законы психики. Это истинное познание самого себя, в ходе которого человек сознательно творит себя по божественному плану. Носители такого знания – духовные учителя человечества, давшие примеры благой жизни и гуманизма. Результат – высшие формы самореализации личности в творческом и нравственном подвиге. Такое знание должна давать система духовного образования.
Сущностное знание – это проникновение в саму природу вещей, постижение идеальных законов и структур мироздания. Гуманитарный аспект его – поиск смысла и оправдание бытия мира и человека. Исполнение разумом своего высшего предназначения – наделение рациональным смыслом всех явлений, и, в то же время, адекватное отображение объективного рационального смысла в индивидуальном уме человека. Это специфика философского знания.
Три модели образовательного знания образуют ядро каждой великой культуры. Культуры отличаются друг от друга тем, какая форма знания в них главенствует. Современная западная культура наибольшее внимание уделяет первому типу знания и строит систему образования людей – творцов, переделывающих жизнь. Восточная традиция сосредоточена на внутреннем развитии духа и достигает удивительных результатов самообладания и нравственной высоты свободного человека. Античное общество открыло мир идеальных сущностей и сделало теорию, умственное созерцание божественным призванием человека.
Недостатки систем образования вызваны односторонним доминированием какой-либо одной модели и игнорированием другой. Реформы должны состоять в гармонизации образовательного знания, установлению равноправия трёх моделей.
Четвёртая альтернатива – «знание как компетентность» - не имеет антропологического обоснования. Она лежит в основе подготовки человека к воспроизводству прошлых форм жизни, копированию поведения предков, консервации традиционных общественных отношений. Эта модель хорошо себя проявила в эпоху родо-племенного строя, до того, как сформировалось настоящее человеческое общество. По завершении антропогенеза компетентностная модель остаётся уделом необразованных людей, чьи ценности не выходят за пределы витальных благ и влечений. Если школа практикует компетентностный подход, то лучшие её выпускники достигнут успеха в обогащении и удачном замужестве. Такая школа необходима для воспроизведения людей как стабильного элемента общества. Но обществу нужны и такие граждане, которые будут его изменять. Именно в умах и сердцах этих граждан идёт эволюция человека как вида по трём сценариям. Четвёртому не бывать. Компетентный, но необразованный человек, имея богатство, не господствует над социальной средой, а повинуется её правилам. Потребляя искусство, он не развивается, а атрофирует заложенные таланты. Сущностное знание ему не ведомо, целостного мировоззрения нет, он обходится мозаикой полезных для жизни сведений. У эволюции духа три альтернативы, четвёртая есть контрэволюция.
Анализ человека как разумного существа, не статичного, а развивающегося вместе с мирозданием, показывает направления развития трёх высших духовных способностей. Образовательное знание не бывает ценностно нейтральным. Образованный (в смысле философской антропологии) человек есть не средство для политических и экономических задач, а цель существования всех социальных систем. Подлинное образование на том или ином этапе развития общества необходимо включает определённую комбинацию трёх моделей знания.
Литература:
1. Шелер М. Избранные произведения. М. 1994.