Конєва Анна Володимирівна, кандидат філософських наук, заві-дувач сектором фундаментальних досліджень культури Санкт-Петербурзького відділення Російського інституту культурології РАН, докторант Російського державного педагогічного універ-ситету
Фэшн-сознание и социальное воображение как формы существования моды
Современная культура, очевидно, отличается огромным влиянием моды. Мода, которая развивалась как исключительно визуальное средство презентации собственной индивидуальности или социальной значимости, превратилась в современности в одну из доминирующих культурных форм. Мода «на все» - не только на одежду, прическу, автомобили, образ жизни, но и на научные теории, книги, кино, стала одним из главных механизмов культуры потребления ХХ века. Однако в современности изменяется сам принцип потребления, виртуальная, цифровая реальность играет все большую роль и требует изменения как индивидуального и социального сознания, так и способов потребления и поведенческих стратегий.
В представленном докладе будет рассмотрено формирование фэшн-сознания (термин П. Найстрома) и становление новой теории вкуса и стиля, а также те изменения, которые претерпевает социальное воображение в связи с изменением самой культуры в конце ХХ – начале ХХI века. Становление моды как индустрии, совпавшее со временем формирования фэшн-сознания, сформировало определенные механизмы функционирования моды в культуре потребления и породило эффективные стратегии завоевания социального признания. В современности, напротив, механизмы продвижения и признания оказывают влияние на индустрию и вносят свои коррективы. Фэшн-сознание становится подиумным сознанием и порождает новые формы существования моды.