Клепалов Борис Яковлевич, старший преподаватель кафедры украинской филологии и культурологи. Проект - Психолого-искусствоведческая программа «Искусство и творческое развитие личности»
Сложившаяся на сегодняшний день система гуманитарного воспитания, образования и развития, ориентирована, в основном, на решение образовательных задач. Задачи, связанные с развитием задатков способностей заложенных в генотипе каждого человека, как правило декларируются, но не находят реального воплощения в процессе обучения школьников и студентов. Предполагается, что существующая система гуманитарного образования, нацеленная на передачу знаний и выработку умений и навыков – как бы попутно развивает способности учащегося. Но на самом деле, в процессе преподавания не учитывается тот факт, что образование человека и развитие человека – это два разных процесса, взаимосвязаных и взаимообусловленных, но, в то же время, принципиально отличающихся и несводимых друг к другу. Перенос акцентас образования на развитие требует существенной перестройки всей системы гуманитарного образования. Одно из направлений, в котором эта смена парадигм может быть осуществлена, является, на наш взгляд, создание комплексной системы эстетического воспитания образования и развития, объединяющей в рамках развивающего подхода все предметы эстетического цикла, включая курс «Мировая художественная культура», а также те общегуманитарные дисциплины, в которых есть (или возможен), выход на эстетическую составляющую. Поиск практического решения этой проблемы привел автора к необходимости создания психолого-искусствоведческой развивающей программы «Искусство и творческое развитие личности», которая может быть предложена как ориентированный на развивающие методики цикл факультативных занятий по курсу «Мировая художественная культура» как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.
Концепция психолого-искусствоведческой программы «Искусство и творческое развитие личности» может быть представлена следующим образом:
Эстетическое «измерение» мира – это наиболее творческая и, одновременно, наиболее комфортная зона жизнедеятельности человека, охватывающая все стороны его повседневного бытия. И поэтому именно здесь возможно достижение эффективных результатов в развитии творческих способностей человека и формирования в нем позитивного и целостного отношения к миру.
Эстетическое «измерение» мира охватывает две основные сферы бытия:
а) мир природы;
б) мир культуры, охватывающий все формы жизнедеятельности человека и формирующий поле его «духовного бытия». Здесь, в первую очередь, необходимо выделить:
- мир предметов и предметной деятельности человека (во всей системе их взаимосвязи с миром природы);
- мир человеческих отношений (во всей их взаимосвязи с миром природы и миром предметной деятельности человека);
- а так же специфически специализированную форму эстетической деятельности человека - художественную культуру – в ее теснейшей взаимосвязи со всеми вышеуказанными мирами.
Основной задачей психолого-искусствоведческой программы «Искусство и творческое развитие личности» является развитие творческих способностей учащихся и студентов в ходе эстетического восприятия, постижения и освоения ими различных аспектов мира природы, мира предметной деятельности человека, мира художественной культуры и мира человеческих отношений.
Важнейшим моментом этого процесса является осознанная выработка нестандартных, творческих способов эстетического восприятия и переживания мира, осмысленное отношение к эстетическому измерению своего собственного бытия. Реализация программы помогает переходу от стихийно сложившихся и стихийно протекающих форм «эстетического бытия в мире» к осознанному, творчески организованному процессу самопознания, самораскрытия и самореализации человека в во всех сферах его жизнедеятельности,с опорой на систему творчески выработанных мотивационных «эстетических доминант».
Программа предполагает отход от традиционных репродукционно – аналитических методов образования, воспитания и развития. Она строится на базе развивающе – синтетических методов, принципиально эвристических, обеспечивающих значительное усиление творческого потенциала личности.
В основу разработки программы положен междисциплинарный подход. Ее успешная реализация возможна только при условии объединения усилий, по крайней мере четырех следующих дисциплин – философии, психологии, культурологи и искусствоведения.
С акцентированием:
- в философии – философско-культурологической и философско-эстетической проблематики;
- в психологии – проблематики творческого развития личности, в первую очередь, в сфере эстетической деятельности человека;
- в культурологии - истории культуры, а в ней – более углубленно - истории художественной культуры;
- в искусствоведении – комплексного анализа системы изобразительных и выразительных средств различных видов искусства, а также разработка способов творческого восприятия художественных произведений.
Программа строится с учетом развернутости курса (в основных задачах, методике, последовательности построения занятий и т. д.) на «эстетическое бытие» человека. Она направлена на углубленную работу с эстетическим восприятием различных форм жизнедеятельности человека - и уже на этой основе – на развитие соответствующих способностей, заложенных в генотипе каждого человека.
Структуру программы можно последовательно разделить на четыре основных блока:
Вводный блок - «Гармония созвучий»
- знакомит с некоторыми общими закономерностями построения художественного образа в различных видах искусств;
- способствует формированию навыков органического восприятия и творческого «сопряжения» произведений различных видов искусства в единое эстетическое целое.
Ознакомительный блок - «Резцом и кистью чудотворной»:
- знакомит с жанровой системой различных видов искусств, их основными выразительными и изобразительными средствами;
- способствует формированию нестандартных, творческих способов и методов работы с произведениями различных видов искусств.
Основной блок– включает два раздела:
Раздел I - «Веками будет согревать сердца» :
- знакомит с основными этапами развития мировой художественной культуры в целом и, более углубленно, с историей различных видов искусства;
- формирует способность глубоко и осознанно постигать художественные произведения, вести многоплановый, эстетически-содержательный диалог с ними, воспринимать их сквозь «мерцающую призму» соответствующего этапа развития человеческой культуры «просвечивающуюся» в современность;
- вырабатывает навыки творческого, эвристического соединения мира художественной культуры с миром своего повседневного бытия;
Раздел II - «По законам красоты»:
- знакомит с основными «эстетическими координатами» мира природы, мира предметной деятельности человека и мира человеческих отношений;
- развивает способность выстраивать творческий, эстетический акцентированный диалог с вышеуказанными мирами.
Завершающий блок - включает два раздела:
Раздел I - «Художественная культура в зеркале культурологии»:
- знакомит с философско-культурологическими подходами к истории художественной культуры;
- способствует выработке мотивационных установок на включение своего «Я» в контекст духовно-эстетических ценностей, выработанных мировой художественной культурой;
Раздел II - «Мир мышления и мышление о мире - эстетический ракурс»:
- знакомит с эвристическими методами работы с вербальными средствами, понятийно-категориальным аппаратом и основными принципами философско-эстетического подхода к анализу основных сфер бытия и различных форм жизнедеятельности человека;
- направлен на развитие творческого (и эстетически ориентированного) мышления;
- способствует формированию более глубокого философско-эстетического подхода к постижению, осмыслению и интерпретации человеком окружающего мира и своего собственного бытия в нем.
Поскольку основная часть занятий проводится в тренинговой форме, то для успешного выполнения программы курса необходимым является введение блока психологического сопровождения занятий.
Блок психологического сопровождения строится (каждый раз) с учетом особенностей формирования группы и корректируется в зависимости от темпов, характера и хода освоения материала учащимися школ и студентами высших учебных заведений.
P.S. Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы смогли сообщить мне о возможности организации в рамках форума презентации программы, включающую проведение мастер-класса.
Мой электронный адрес - emall: Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.
Телефоны: дом. (062) 382-00-22, моб. 8-067-830-99-26