English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
474227
   

Базовкина Анна, студентка Педагогического колледжа № 1 г. Москвы Бирюкова Дарья, студентка МГУ Философия и педагогика: точки пересечения в обыденной жизни и образовательной практике (взгляд студента)

 

Для современной педагогики характерен синтез со многими гуманитарными науками, но особенно с философией.  Мы определили для себя педагогику  как некоторую вербальную деятельность,  осуществляемую в общении между людьми. Как правило, педагогами называют тех, кто работает для того, чтобы научить другого. В широком смысле, педагогика есть везде, все люди, так или иначе, учат друг друга. В узком смысле – это профессиональная деятельность в образовательной сфере – в  школах, университетах и т.д. Философия, по нашему мнению, тоже  вербальная деятельность, но более абстрактная, мысленная, созерцательная, не требующая обязательного контакта людей друг с другом.

Слово «философия» переводится с греческого как любовь к мудрости».  Разве мы не хотим, чтобы педагог  был мудр? Можно ли научить человека быть педагогом без огромного багажа ценностей и идей, без любви к мудрости, которыми владеет философия? Мы уверены, что нет. С одной стороны, философия это – система знаний, идей и концепций, а с другой – выражение себя. Кроме академической философии, существует «житейская» философия, которая позволяет каждому из нас осознать самого себя, понять мир вокруг себя. Поэтому можно утверждать, что философия для каждого человека своя, собственная. И в том и другом виде она не  она неразделима с педагогикой. Академическая философия преподается как предмет, житейская философия есть основа общения.

Нам очень близки взгляды С.И. Гессена на неразрывность  связи педагогики  с философией.  Он писал: “... Борьба различных педагогических течений между собою есть только отражение более глубоких философских противоположностей. Изложить философские основы педагогики — это значило для меня не ограничиться общими положениями, но, оставаясь в области чисто педагогических вопросов, вскрыть заложенный в них философский смысл”. И далее: “Как философа меня привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое, жизненное значение, что пренебрежение к философским знаниям мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы”( Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с)  Раскрывая этот тезис Гессена, мы постараемся подтвердить его своей практикой работы с детьми.

Работая вожатыми, в лагере Московского Университета летом 2009 года, мы, чувствовали себя и философами, и педагогами. Понимание того, что ребята  бывают разные и каждый из них по-своему уникален, позволяло найти индивидуальный подход к каждому.  Невозможно общаться с детьми, работать с ними, заинтересовывать, вовлекать в общие игры, не понимая ребенка. Пониманию учит философия. Любая педагогическая ситуация заставляет нас размышлять, если не думать, то можно наломать дров, повредить детскую психику. Думать нас учит философия. Безусловно, при работе с детьми ты невольно обращаешься к философским практикам – постоянно контролируешь себя, задаешь себе вопрос - правильно ли или неправильно поступаешь? Будет ли результат и продвижение? Философия не даст ответа  на наши вопросы  и уж тем более не решит за нас наши педагогические  проблемы. Но она поможет, направит и подскажет нам. Каждый вопрос, каждый ответ мы пропускаем через свое философское мировоззрение, «ведь очевидно, что цели педагогики тесно переплетены с жизненными установками данного общества, каждого отдельного индивида» (С.Гессен. Там же).   Задать вопрос и найти на него ответ – на этом поострены философские курсы для детей, которые, на наш взгляд, ярче всего демонстрируют единство философии и педагогики, что смогла понять одна из нас – Анна Базовкина, проведя в 4 классе 289 школы г. Москвы  внеклассное мероприятие под названием «Золотое правило нравственности», по программе Ретюнских Л.Т. «В поисках мудрости. Философия для младших школьников».

  На занятии ребята сидели не в традиционном классе – за партами, а в кругу на стульях, чтобы все могли видеть друг друга. Занятие  началось со знакомства. Ребятам очень понравилось, что у каждого был бейдж с его именем. «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город Человеколюбия. Как вы думаете это большой город или маленький? почему?» С первого же вопроса начались споры. Задача учителя – направлять обсуждение, предоставлять слово желающим, но не являться источником правильного ответа. На философские вопросы нет и не может быть правильных и неправильных ответов, в этом и есть специфика философского знания. Занятие построено в форме беседы. Учитель задает вопрос, а в ответ получает дискуссию между ребятами. Детям очень понравилось, что каждый ответ принимался и одобрялся. Ключевой момент занятия – это знакомство с «Золотым правилом нравственности». Когда спокойным и тихим голосом было произнесено изречение Конфуция: «Мудрый человек, который питает к другим такие же чувства, какие он питает к себе, находит верное правило поведения. Он не делает другим того, чего не желает, чтобы делали ему» ( цит.по: Ретюнских Л.Т. «В поисках мудрости» Философия для младших школьников. М., ФиД. 2008, с.79) ребята замолчали, прислушались и через несколько минут опять начались бурные споры на тему: а легко ли следовать этому правилу? После того, как обсуждения подошли к концу, как итог урока, мы начали собирать «копилку добрых дел» (это была декорированная коробка, куда каждому предлагалось опустить карточку, на которой написаны добрые дела, сделанные им за сегодня). Все ребята взяли карточки и начали писать свои добрые дела за один день. У кого-то их набралось так много, что не хватило место, а один мальчик с грустью на лице сказал, что сегодня он не совершил не одного доброго дела, но решил, что вечером уберет в комнате и тогда у него будет что положить в «копилку добрых дел». Все дети были очень довольны и с нетерпением ждут следующее занятие.

  Задачей данного типа занятий  является  не усвоение ребенком информации о философии, а включение его в процесс философствования. Важно, что дети начинают хотеть изучать философию. Ребенок находится в «ситуации успеха», так как знает, что его ответ на любой вопрос будет принят и рассмотрен учителем и остальными ребятами.  Можно с уверенностью сказать, что философия сама воспитывает и учит людей, она таким образом превращается в педагогику. Педагогика без философии, на наш взгляд, пуста, ведь чтобы чему-то научить, нужно это «что-то» иметь в виде идей, мнений и концепций, а этим занимается философии. 

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ