И. А. Федякова, учитель начальных классов, аспирант Института регионального развития образования Свердловской области. Формирование самостоятельности, инициативы и отвественности как условие развития успешной личности.
Утверждение идеи полной свободы личности, плюрализма мнений, а также норм и правил организации жизни индивидов, всеобщей толерантности привело в последней четверти XX века к качественно новой образовательной ситуации.
В государственной программе развития воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме. [2,100; 1, 141]
Как показывает анализ методической литературы субъектные свойства личности в контексте философского осмысления, есть стержень процесса его становления.
А.П. Леонтьев, P.C. Немов, А.В. Петровский и др. связывают решение проблемы источников и движущих сил развития личности с одной из важнейших потребностей человека - быть личностью. [3,51.]
Актуальность проблемы формирования у школьников субъектных свойств личности в образовательном процессе обусловлена противоречием и не разработанностью условий внедрения, научно-методического обоснования этого процесса, как в педагогической теории, так и в практике работы общеобразовательной школы. [5, 134]
В определении понятия «личность» мы придерживаемся, точки зрения В.Н. Мясищев согласно которой, личность - эта система отношений к миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. [5, 165; 4, 98]
Под развитием субъективных свойств личности мы понимаем процесс внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений, способностей, потребностей младших школьников в деятельности.
Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у младших школьников учебной инициативности, самостоятельности, ответственности, способности расширять свои знания, умения действовать по собственной инициативе. [1, 125.]
Возможным средством формирования субъектных свойств личности младшего школьника являются психолого-педагогические условия.
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях
Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективной реализации программы формирования субъектной личности со свойствами инициативности, самостоятельности и ответственности в учебном процессе, который включает в себя: [2,78]
- Первое выделенное нами условие (специально моделируемая деятельность педагога с заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития младшего школьника)
- Второе и третье условия (свободный выбор видов деятельности на основе педагогической поддержки)
Кроме того, первое педагогическое условие является внешним по отношению к младшему школьнику, второе и третье - внутренние условие, данные условия в реальном процессе тесно связаны между собой.
В результате проделанной работы были сформулированы критерии и показатели оценки уровня сформированности субъектных свойств личности[5,116]
Предполагает соблюдение комплекса психолого-педагогических условий, включающих:
- образовательная система школы ориентирована на педагогическую поддержку формирования субъектных свойств личности младшего школьника;
- конструирование педагогического процесса опирается на актуальные и доминирующие потребности школьников, в школе создастся активное межличностное общение;
- эффективно используется педагогический инструментарий, способствующий активному вовлечению школьников в различные виды деятельности;
- вшколе реализуется спектр видов деятельности (учебная, игровая, трудовая), способствующих формированию субъектных свойств личности младшего школьника.[1, 46]
Использование всех вышеописанных условий является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.
Литература
- Айзман Р. И, Айзман Л. К, Жарова Г. Н. Подготовка ребенка к школе. – Томск. Пеленг, 2004.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания // Психология личности. М.: 2000.
- Бабанский Ю. К. Об актуальных вопросах методологии и дидактики // Педагогика., - 2002. - №4. – с. 45-49
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников: Санкт-Петербург, 2005.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М. Педагогика, 1975. – 56с. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. ПЕДАГОГИКА.М.: 2000.