English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
488078
   

Устюгова Вера Васильевна, доцент Пермского государственного университета, Из практики преподавания курсов по истории мировой культуры в классическом университете

 

Автор данного сообщения имеет честь вести курсы по истории мировой культуры на историко-политологическом факультете Пермского государственного университета. Это лекционный курс «История мировой и отечественной культуры (новое время)» и спецкурс «История мирового кино», а также рассчитанный на три года спецсеминар «Россия – Запад: диалог культур. История модернизма». Кроме этого читаются лекции по сугубо исторической тематике, в частности ведется курс «Источниковедения истории России».

Практика проведения настоящих предметов является хорошей основой для определения их взаимодействия. Убеждение в том, что основой любой гуманитарной дисциплины и любого исследования в области гуманитаристики являются документы, тексты, источники формирует курс по источниковедению. Источники находятся в пограничных сферах всех гуманитарных наук, для всех для них документ, произведение это первичная данность, на базе которой может быть производиться исследование и складываться преподавание предмета. Новизна любого исследования (вплоть до студенческой дипломной работы) определяется степенью изученности данной проблемы и кругом впервые выявленных и привлеченных источников. Также и интерес любого преподавательского курса определяется степенью самостоятельности студента или аспиранта при работе с источниками.

Доказательством тому служит традиция проведения спецсеминаров на нашем факультете и их большая популярность среди студентов. Спецсеминары связываются со специализацией студентов по той или иной кафедре. В их рамках проводятся лектории, коллоквиумы, защиты курсовых, презентации дипломных проектов, преддипломные выезды для работы в центральные библиотеки и архивы, студенческие конференции. Студенты самостоятельно осваивают произведения, в то время как на лекциях они лишь узнают о них на слух или в лучшем случае видят произведения архитектуры и искусства на слайд-шоу преподавательских презентаций. И это уже хорошо, что в настоящее время учебные заведения получили возможность оборудовать свои аудитории экранами и видеопроекторами, прежде же преподавателям приходилось приносить на занятия тонны художественных альбомов, а доходили последние только до самых заинтересованных учеников.

На спецсеминарах же студенты имеют возможность посещать галереи и музеи, знакомиться с творениями архитектуры и готовить собственные выступления, например, по истории архитектуры своего родного города, например, такие как «Стиль модерн в Перми» или «Творчество Баухауза и Пермь». Выпадает и редкая возможность посещения во время преддипломных практик столичных музеев и исторических усадеб – «Ясной Поляны» или «Абрамцева».

Студенты читают произведения литературы, пусть и в современных электронных версиях. Некогда один наш старый профессор говорил нам: «Читайте Гомера сейчас, у вас никогда не будет больше повода его прочитать». И, безусловно, нужно видеть восторг современной молодежи, когда они читают на английском стихи Уильяма Блейка, когда они открывают, что переживали те же чувства, что герой прустовской эпопеи Сван, или даже просто начинают иначе воспринимать М. Булгакова, проглатывая залпом «Записки юного врача». Эти произведения становятся их собственным человеческим багажом, вне зависимости от того, кем они в дальнейшем будут по профессии. В этом, наверное, и есть суть классического гуманитарного (человеческого) образования.

Большим подспорьем в преподавании курсов по истории культуры ХХ века, а именно истории кинематографа, является в нашем городе недавно созданная Пермская Синематека. Она действует по образцу других европейских синематек, кроме того, устраивая специальные клубные показы и провидя международные фестивали, такие как, например, фестиваль документального кино «Флаэртиана». Предоставляет она свои фонды и залы для показа фильмов студентам самых разнообразных пермских вузов и самых разных специальностей (режиссеров, актеров, журналистов, историков, культурологов, политологов). Особенно большим разнообразием отличается собранная на ее базе коллекция раннего кино, а также экспериментального кино, созданного в различные десятилетия и в различных странах. Поскольку автор имел возможность проходить в свое время стажировку во ВГИКе, то может свидетельствовать, что ее фонды не уступают вгиковской фильмотеке.

Здесь студенты имеют прекрасную возможность познакомиться с ярмарочным или балаганным кинематографом, ощутив себя его первыми зрителями, глядя на фильмы бр. Люмьер, Ж. Мельеса, Ф. Зекка, продукцию кинофабрик «Бр. Пате», «Витограф», «Кистоун». В сравнении познаются особенности русской дореволюционной киношколы, кинематографа Я. Протазанова, Е. Бауэра. П. Чардынина. Во всем разнообразии представлен киноавангард – немецкий киноэкспрессионизм, французский и светский авангардизм, и в тоже время классика европейского кино – фильмы Э. Любича или Д.Й. Гриффита. Студенты могут углубленно изучать особенности европейской документалистики – творчество Р. Флаэрти и английской школы документального кино, В. Руттмана и вертовских киноков.

Материалы фильмов этого, также как и последующего периодов, необходимо изучать не только в рамках курсов по истории культуры, но сугубо исторических дисциплин, таких как политология, этнология, источниковедение. Что касается источниковедения, то логика развития современности естественно подводит к изучению новых исторических и социокультурных феноменов и новых текстов, привлечения огромного круга аудиовизуальных источников. Именно последние позволяют изучать эмоциональную сферу жизни человека, да и просто историю повседневной жизни.

Тем более что сегодня изменился сам принцип репрезентативности исторических источников. Иное значение приобретают художественные и личные источники, потому что именно они рассказывают непосредственно о человеке. А законы, нормативно-распорядительные акты, печать дают официальную трактовку событиям, они больше повествуют об официальной истории. И большинство материалов, поступивших в архивы, представляют собой заботу государства о самом себе, своей истории. Поэтому сегодня происходит переоценка свидетельств, их подлинности, представительности и происходит обращение к источникам, прежде оказывавшимся вне поля исследовательских и преподавательских практик, к материалам новых архивов, в число которых попадают материалы музеев и синематек.

В свете обращения к проблемам исторической антропологии и вопросам культурного наследия новые источники и вновь открывшиеся сферы исследований помогают студентам не только с выбором тематик научных студенческих работ, но и выбором профессий. Человек, ощутивший, что культурное наследие является не какой-то абстрактностью, а живой реальностью истории, которую он может увидеть и прикоснуться руками, формирует в нем чисто человеческую потребность это наследие сберечь. Позволить увидеть это многообразие – возможно главное в современном гуманитарном образовании.

Такие заметки хотелось бы предложить для обсуждения практики ведения некоторых дисциплин в современных вузах, подходов к преподаванию гуманитарного материала и востребованности его для дальнейшего становления молодого человека.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ