Кирсанова Лидия Игнатьевна, кафедра религиоведения, профессор, д.ф.н. Коротина Ольга Александровна, к.ф.н., зав. каф. психологии и философии, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса К обоснованию христианской педагогики
Идея диалога является ведущей в философии, психологии, литературоведении, педагогике на всем протяжении ХХ века. Педагогика Христа вносит в нее существенные дополнения, связанные с отказом от публичности, сохранением тайны, терпением и т.п.
События христианской жизни – приход учеников, «тайная вечеря», Гефсимания, въезд в Иерусалим и др. могут быть осмыслены как влияние, воздействие, т.е. педагогически. Почему можно верить в евангельские события? Тысячи раз до Него и после - в человеческих отношениях повторяются непонимание, недоверие, страх, неприязнь, ревность, но есть Учитель, в присутствии которого меняется их модальность: на месте ненависти возникает просветление аффекта. Его участие в судьбах людей иное, чем знаниевая педагогика, это духовное служение, в котором весь мир человеческих страстей он принимает в себя, весь мир пропускает через себя и возвращает просветленным. Какие силы нужны, чтобы поддерживать в себе такое состояние благодати, мы не знаем. Можно только пребывать в состоянии верности тому, что такое возможно. И попытаться понять.
Иисус не только могущественен и добр, но его поведение свидетельствует о том, что он не сразу, не прямо дает ответ на вопрос, который к нему обращен. Он следует мудрой педагогике, позволяя людям развиваться, постигая Его. Однажды к нему привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, и спросили Его, следует ли по закону Моисееву побить её камнями. Иисус оказался в трудном положении: должен ли Он был отказаться от духа милосердия, который всегда проповедовал или должен был поступить в явном противоречии с духом закона? Если же приговор был уже вынесен, то его положение было еще опаснее. Ему бы пришлось либо выступить против решения суда, либо предстать в глазах римлян бунтовщиком.
Они пришли, чтобы спросить Его, кто-то, будучи сочувственно настроенным, а кто-то - враждебно. Поскольку они стали неотступно спрашивать Его, Он поднял голову и сказал им: кто из вас безгрешен, тот пусть первым бросит в нее камень. А сам, наклонясь, стал писать на земле. Услышав эти слова и устыдясь, они стали уходить один за другим и разошлись все от первого до последнего. Подняв голову и не увидев никого из пришедших, кроме этой женщины, Иисус спросил их: женщина, где же они? Никто не стал судить тебя? Она сказала: никто. Тогда Иисус сказал ей: и Я не стану судить тебя. Иди, и впредь не греши. (Ин. гл. 8, ст.7 - 11). Известно, что Иисус обладал взглядом, который, казалось, проникал во все глубины человеческого сердца. Но он опустил глаза и стал писать на земле. Почему? Потому, что он любил их такими, каковы они есть. Все что есть человеческого в человеке: способность уступать, отказаться от злых намерении - все это находит у него свою защиту. При этом, Иисус не только доверчив, но и нетороплив: не нужно смотреть, когда в человеке борется божественное с дьявольским, свет с тьмой, доброта и любовь с гневом и ненавистью. Они пришли, чтобы уличить его, поймать на противоречии, на его прощение не знать преград ни политических, ни социальных, ни культурных. Многие готовы находиться либо в плену Закона израилева, либо в плену своих эгоистических заблуждений, желаний, предрассудков. Но когда в Иисусе они встречают премудрость (пусть бросит камень тот, кто без греха), такой возвышенный дух (опустить глаза и не смотреть на то, на что смотреть нельзя - тайны человеческого в человеке) - такое милосердие (не буду судить), такое доверие (иди и не греши), они готовы признать Его правоту.
Педагогическая мудрость Иисуса заключается в умении ждать, когда время убедит друзей и учеников, укрепит колеблющихся, а врагов укрепит в их враждебности. Лучшее воспитание - когда воздействие производится незаметно для воспитуемых (умение отвести взгляд). Не травмировать учеников и сторонников или заблуждающихся пронизывающим взглядом, а выразить мысль через сокровенное - метафорическое объяснение вне абстрактных рассуждений - остается самым естественным методом воспитания. Иисус часто не дает прямого и ясного ответа (в случае с падшей женщиной, Он не опровергает Моисеев Закон), а проявляет широту и величие духа, человеческую чуткость через обходной путь, суть которого может быть понята только в свете всей его жизни.