Росинський Юрій Володимирович, доцент кафедри культурології Московського авіаційного інституту (Москва, Росія).
«Культурологические сценарии будущего»
Культурология как наука, пытаясь объяснить закономерности развития общества в прошлом и настоящем, не может не обратиться к созданию сценариев будущего. Прогностическая функция культурологии особенно востребована в современную эпоху – время глобальных перемен. Технические инновации радикально меняют повседневную культуру, образ жизни, поведение и менталитет. Технологические изменения во многом определяют особенности социума: его демографические, стратификационные, культурные характеристики.
На рубеже ХХ-ХХI веков появляется новая теория типологии культуры – теория модернизации, удачно соединяющая в себе эвристические принципы прежних подходов, и предлагающая новый взгляд на прошлое, настоящее и будущее человечества. В теории модернизации особое место занимает изучение глобализации как процесса усиления взаимосвязей между странами во всех сферах жизни общества. Глобалистика как научное направление выявляет сущность, тенденции и причины процессов глобализации, имеющихся достижений и обозначившихся проблем.
Футурология возникает с появлением глобалистики как междисциплинарной теории, начиная со знаменитых докладов Римскому клубу, представлявших собой прогнозы будущего, при составлении которых впервые использовались методы математического моделирования.
На рубеже ХХ-ХХI веков интерес к прогнозам будущего еще более возрос, поскольку происходили революционные технологические изменения, в первую очередь, компьютерная революция. Появилась необходимость серьезного изучения принципиально новых «высоких технологий- hHi-Tech (от англ. high technology).
Возможные культурологические сценарии будущего изложены в целом ряде работ западных исследователей. Неизменно привлекали к себе внимание работы американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера, в которых автор рассматривал развитие технологий и их влияние на общество, как современное, так и будущее. Интересен вывод Э.Тоффлера о своеобразной «многоукладности» стран, точнее их «многоцивилизованности», если пользоваться его термином. Три исторических стадии (традиционная аграрная, индустриальная и постиндустриальная информационная присутствуют в той или иной степени в социуме и в культуре).
Авторы книги «Netoкратия» шведы Александр Барт и Ян Зондерквист в качестве заглавия издания вывели название для новой формы управления обществом (англ. Netocracy — от net «сеть» и aristocracy «аристократия»). Современные политика, экономика, знание, культура стремительно перемещаются в Интернет, где власть окажется у нетократии.
«Смерть Запада» Патрика Бьюкенена была посвящена анализу опасностей глобального характера, представляющих, по мнению автора, смертельную угрозу самому существованию западной цивилизации. П.Бьюкенен называет две опасности: депопуляцию белого населения и рост иммиграции, которые могут привести к ослаблению западной христианской по своим истокам цивилизации.
Обратимся к «провокационной» книге американского политолога Джорджа Фридмана «Следующие 100 лет: прогноз событий ХХI века». Вслед за П.Бьюкененом Д.Фридман утверждает, что самые важные данные сегодня – это данные демографические, свидетельствующие об общем снижении уровня рождаемости. Наряду с демографией именно компьютерные технологии меняют облик культуры. Хотелось бы обратить внимание на то, что Д.Фридман не идеализирует компьютерные технологии, отмечая их упрощающее воздействие на культуру.
Таковы те представления о будущем, «футурологические сценарии», существующие сейчас, в начале второго десятилетия XXI века. Хотя такими прогнозами в большей или меньшей мере занимаются все социально-гуманитарные науки, культурологии принадлежит особая роль. Само определение культурологии как науки, предметом которой является изучение культуры как системы различных видов человеческой деятельности (экономической, правовой, политической, экологической, научной, религиозной, художественной и нравственной), предполагает, что культурологические сценарии представляют будущее многомерно, а не только с одной или нескольких сторон. В последнее время активно обсуждается место культурологии среди других наук и высказывается суждение о том, что само ее возникновение связано с парадигмальным научным сдвигом: переходом от социоцентизма к культуроцентризму. Все эти особенности культурологического знания определяют особые возможности культурологии как науки в построении сценариев «технократично-цветного» будущего.