Голубович Інна Володимирівна, доктор філософських наук, про-фесор кафедри філософії природничих факультетів Одеського національного університета імені І.І.Мєчнікова, Моцаренко Катерина Вадимівна, студентка Одеської державної музичної академії
Антропология и культурология детства в структуре культурологического образования.
Всовременном гуманитарном знании наблюдается своеобразный «бэби бум» - всплеск интереса к проблеме детства, спровоцированный, прежде всего, работами Ф.Арьеса, М.Мид [1, 2]и др. В их исследованиях речь идет об «образе детства» или «идее детства», тесно связанныхс конкретно-исторической формой той или иной культуры, говорится о символическом социокультурном конструировании «детства» взрослыми. Предлагается и типология культуры, основанием которой является специфика детства и взросления. Так, М.Мид выделяет три типа культур: постфигуративные (дети учатся у взрослых), кофигуративные (дети и взрослые учатся у сверстников), префигуративные (взрослые учатся у детей). Известный российский исследователь культуры детства В.Г.Безрогов, представляя панораму пост-арьесовской литературы о символических конструктах образа детства, подчеркивает, что после Арьеса стало невозможным представить гуманитарные науки без исторической антропологии детства [3]. В гуманитристике появился специальный термин “children study”, объединяющий различные направления – история, педагогика, антропология, психология, философия, социология, этнография детства.
В этом предельно широком поле “children study” должна найти свое место и differentia specifica культурология детства. Одна из интеллектуальных площадок для такого самоопределения – это международный научный семинар по междисциплинарным исследованиям детства «Культура детства: нормы, ценности, практики, возглавляемый уже упомянутым В.Г.Безроговым. Семинар действует в Российском государственном гуманитарном университете при поддержке Российской академии образования с 2007 года, результаты его работы представлены на сайте http://childcult.rsuh.ru.
Наиболее полно культурологический контекст представлен в сборнике трудов семинара, объединенных названием «Ребенок в истории и культуре» [4], интересны его рубрики: визуальная антропология детства, детский дискурс в культуре и литературе, этнография детства, культура повседневности, дети мегаполиса, проблемы детской идентичности, память детства, воспитание чувств.
Нам представляется, что в рамках культурологи детства может получить иное звучание «детская тема» в музыке, которая глубоко, детально, подробно разрабатывается в таких областях, как история музыки и музыкознание. Тематика детства представлена в отечественной и зарубежной музыке широко и разнообразно. Музыку о детях и для детей писали композиторы эпохи барокко И.С.Бах ( инвенции для 9-летнего сына Вильгельма Фридемана), Д.Скарлатти ( ряд клавирных сонат для испанского инфанта), множество интересных примеров находим у русских (Чайковский, Мусоргский, Лядов, Аренский, Ребиков, Рахманинов) и французских (Бизе, Пуленк, Дебюсси, Равель) композиторов. И этот список можно продолжать. Однако именно в этой области отмеченный нами арьесовский и пост-арьесовский поворот в области исследований детства представлен недостаточно. Осуществить же его поможет обращение к творчеству таких музыкантов, которых мы без сомнения можем назвать «гениями детства». Пальму первенства мы бы отдали неистовому романтику Роберту Шуману (1810 – 1856). Шуман является автором циклов фортепианных пьес «Детские сцены» (1838) , «Альбома для юношества» (1848), а также «Жизненных правил для музыкантов» (1850), афоризмы из которых предназначались для первого издания «Альбома для юношества». Отец восьми детей, он и сам обладал хрупкой и отзывчивой душой, и, по сути, так и не распрощался с детством (См.: [5]).
Можно вслед за М.Казиником, философм и культурологом музыки, обозначить все творчество Шумана как «эффект детства» и глубоко исследовать разные грани этого эффекта, которые мы обозначим лишь пунктиром: детство как важнейший символический конструкт эпохи романтизма, образ музыканта-гения как вечного ребенка, именно такому «ребенку-гению, открываются наиболее глубокие и подчас трагические тайны бытия; влюбленность в собственное детство как специфическая форма культурной памяти детства; вдохновенное обустройство «детского мира» в собственной семье и музыкальные «детские сцены» как способы возвращения в собственное детство (почти прустовская траектория «поисков утраченного времени»).
Литература
- Aries Ph. Centures of the Childhood. A Social History of Family Life. – N-Y: Vintage Books, 1962. – 444 p.
- Мид М. Культура и детство. – М.: Наука, 1988. – 426 с.
- Безрогов В.Г. Детство и дети в Европе и Америке XVI-XVIII: новые зарубежные исследования// Человек. – 2007. - № 4. – С. 183-188.
- Ребенок в истории и культуре. Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 4.- М.: «Библиотека журнала «Исследователь», 2010. – 520 с.
- Грохотов С. Шуман и окрестности. Романтические прогулки по "Альбому для юношества" – М.: Издательство: Классика-XXI, 2006. - 240 с.