English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
511205
   

Діанова Валентина Михайлівна, доктор філософських наук, професор Санкт-Петербурзького державного університету (Санкт-Петербург, Росія).

 

Концептуальное  видение истории  культурологии.

 

Никакая наука не может возникнуть в одночасье: ее возникновению всегда предшествует период длительного накопления соответствующего знания, вырабатываемого согласно предмету исследования, формирование необходимого категориального аппарата, поиск особых методов исследования, установление границ взаимодействия с иными науками и как итог всего этогособственное самоопределение. Для каждой науки пытаются, пусть даже приблизительно, определить дату и место ее возникновения. Имеет таковую и культурология: как наука она заявила о себе лишь в XX в., однако этому факту предшествовал длительный период формирования мыслей о культуре, которые на каком-то этапе своего развития обрели концептуальное выражение. Хотя истоки многих воззрений теряются в глубине веков, будучи впервые высказанными еще в рамках мифологического мышления, но лишь с XV века начало складываться собственно культурологическое знание – времени формирования европейской культуры, достигнув некоей определенности к ХХI веку, когда собственно стало возможным говорить о сложившейся культурологии как науке и учебной дисциплине.

 

Сегодня, когда культурология заявила о себе в качестве самостоятельной науки, обладающей определенным предметом и методами исследования, исторический подход позволяет выявить тех мыслителей, чьи идеи в свое время не получили соответствующей оценки в качестве «культурологических», поскольку культурологический дискурс не обрел еще в то время самостоятельного статуса. Теперь сформировавшаяся наука позволяет прочесть наследие многих мыслителей прошлого согласно культурологической стратегии и при этом обнаружить спектр идей и концептуальных построений, вписывающихся в проблемное поле культурологии, порой не замеченных или недостаточно оцененных современниками. Таким образом, следует признать наличие некоего взаимообусловленного процесса: культурология не могла бы возникнуть, не будь сложившихся на протяжении ряда столетий концептуальных воззрений; в то же время факт самоопределения культурологии как науки способствует дифференцированному освоению наследия гуманитарной мысли и маркированию определенных концепций тех или иных авторов в качестве культурологических.

Историю культурологии не следует понимать как некое кумулятивное накопление знаний о культуре, как простое обобщение и систематизацию культурного опыта. В истории становления культурологического знания наблюдаются и процессы отсечения некоторых направлений исследования, которые оказались несостоятельными или неправомерными в объяснении развития культуры. Поэтому история культурологии представляет собой такой историко-философский экскурс, который выявляет как в историческом взаимодействии и противостоянии различных дисциплинарных дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки.

Почему культурология как наука не возникла раньше? Ведь культура как многомерное явление была, и был дискурс о конкретных ее составляющих, а вот собственно культурологического дискурса не было. По мере развития гуманитарного знания сложились дискурсы, которые взяли на себя заботу о культуре, причем не о культуре в целом, а о культуре, рассматриваемой сегодня в качестве системы, элементами которой являются философия, религия, литература, политика, экономика, искусство и пр. Сегодня очевидно, что эта дифференциация не является ни абсолютной, ни прочной, ни постоянной. Соответственно только со времени легитимации культурологии как самостоятельной науки можно говорить о существовании соответствующего ей дискурса, т.е. дискурса о культуре с позиции этой науки.

Историческое развитие культурологии стало реакцией на возникшие в западной культуре и постсоветском пространстве проблемы, поэтому границы ее предмета, способы построения теории, ее методология и эпистемология – все это обусловлено пределами того плавильного котла, из которого она появилась на свет. 

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ