Діанова Валентина Михайлівна, доктор філософських наук, професор Санкт-Петербурзького державного університету (Санкт-Петербург, Росія).
Концептуальное видение истории культурологии.
Никакая наука не может возникнуть в одночасье: ее возникновению всегда предшествует период длительного накопления соответствующего знания, вырабатываемого согласно предмету исследования, формирование необходимого категориального аппарата, поиск особых методов исследования, установление границ взаимодействия с иными науками и как итог всего этого – собственное самоопределение. Для каждой науки пытаются, пусть даже приблизительно, определить дату и место ее возникновения. Имеет таковую и культурология: как наука она заявила о себе лишь в XX в., однако этому факту предшествовал длительный период формирования мыслей о культуре, которые на каком-то этапе своего развития обрели концептуальное выражение. Хотя истоки многих воззрений теряются в глубине веков, будучи впервые высказанными еще в рамках мифологического мышления, но лишь с XV века начало складываться собственно культурологическое знание – времени формирования европейской культуры, достигнув некоей определенности к ХХI веку, когда собственно стало возможным говорить о сложившейся культурологии как науке и учебной дисциплине.
Сегодня, когда культурология заявила о себе в качестве самостоятельной науки, обладающей определенным предметом и методами исследования, исторический подход позволяет выявить тех мыслителей, чьи идеи в свое время не получили соответствующей оценки в качестве «культурологических», поскольку культурологический дискурс не обрел еще в то время самостоятельного статуса. Теперь сформировавшаяся наука позволяет прочесть наследие многих мыслителей прошлого согласно культурологической стратегии и при этом обнаружить спектр идей и концептуальных построений, вписывающихся в проблемное поле культурологии, порой не замеченных или недостаточно оцененных современниками. Таким образом, следует признать наличие некоего взаимообусловленного процесса: культурология не могла бы возникнуть, не будь сложившихся на протяжении ряда столетий концептуальных воззрений; в то же время факт самоопределения культурологии как науки способствует дифференцированному освоению наследия гуманитарной мысли и маркированию определенных концепций тех или иных авторов в качестве культурологических.
Историю культурологии не следует понимать как некое кумулятивное накопление знаний о культуре, как простое обобщение и систематизацию культурного опыта. В истории становления культурологического знания наблюдаются и процессы отсечения некоторых направлений исследования, которые оказались несостоятельными или неправомерными в объяснении развития культуры. Поэтому история культурологии представляет собой такой историко-философский экскурс, который выявляет как в историческом взаимодействии и противостоянии различных дисциплинарных дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки.
Почему культурология как наука не возникла раньше? Ведь культура как многомерное явление была, и был дискурс о конкретных ее составляющих, а вот собственно культурологического дискурса не было. По мере развития гуманитарного знания сложились дискурсы, которые взяли на себя заботу о культуре, причем не о культуре в целом, а о культуре, рассматриваемой сегодня в качестве системы, элементами которой являются философия, религия, литература, политика, экономика, искусство и пр. Сегодня очевидно, что эта дифференциация не является ни абсолютной, ни прочной, ни постоянной. Соответственно только со времени легитимации культурологии как самостоятельной науки можно говорить о существовании соответствующего ей дискурса, т.е. дискурса о культуре с позиции этой науки.
Историческое развитие культурологии стало реакцией на возникшие в западной культуре и постсоветском пространстве проблемы, поэтому границы ее предмета, способы построения теории, ее методология и эпистемология – все это обусловлено пределами того плавильного котла, из которого она появилась на свет.