Юрченкова Нина Георгиевна, ведущий научный сотрудник НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск (Россия) Репрезентация архетипа героя в мифологических представлениях мордвы
Архетипический образ является важнейшей составляющей культурного архетипа и являет собой символическое выражение тех или иных архаических установок, определяющих мировоззрение, мироощущение и миропонимание народа. Он играет определяющую роль в формировании психических реакций человека в процессе социализации и идентификации в обществе. Поскольку культурный архетип носит коллективный характер, то архетипические образы формируют систему ценностей, действующую как стабилизатор не только межличностных отношений, но и отношений между отдельными социальными формированиями. Наиболее полно и активно архетипические образы нации воплощаются в фольклорных произведениях и мифах. Именно мифологическое сознание выявляет механизм воздействия архетипов мышления на поведенческие акты человека.
Одним из основополагающих образов в культурном архетипе, связанным с механизмом функционирования общества, является архетип героя. Герои обладают одинаково типичными чертами у совершенно разных народов и в разные времена, являясь, таким образом, носителями весьма важной архетипической информации. Каждый такой герой есть идеальное коллективное лицо данной общности, он выражает ее стремление к совершенству и силе, к победе над злом и утверждению добра.
Подобный герой, являющийся носителем и исполнителем целого ряда жизненно важных символов, проникновение в смысл которых дает возможность понять смысл и закономерности человеческого бытия и всего мироздания, есть и у мордовского народа. Его воспевали в песнях, о нем слагались предания и легенды, рассказы и сказки – мордовский царь Тюштя.
В них он представлен многофункционально: и как герой, наделенный чудесными, сказочными, эпическими свойствами, и как герой-предводитель своего народа в борьбе с иноплеменными князьями, и как исторический деятель.
Прототипами эпических героев могут быть и лица, не совершавшие великих дел, но сыгравшие определенную роль в истории своего народа. Они укрепляет народный дух, вселяет в них надежду на счастливое продолжение жизни, вдохновляет их на борьбу с иноземными завоевателями. Возможно, мифологизация человека по имени Тюштя является типичным процессом превращения конкретной личности в архетип. В таком случае реальные исторические черты сохраняет не сам исторический персонаж, а скорее такие второстепенные обстоятельства, как внешние условия, обычаи и т.д. Архетипом становится не только сам герой, но и его поступки, принимающие вполне архетипический характер. В народной памяти на века сохраняется не реальный человек, а его архетипический образ и, став архетипом, он часто оказывается более содержательным и романтичным. Объясняется это тем, что общественной психологии нужен не обычный человек, а именно герой, способный выполнить ожидаемое. От него ждут чудес и ему самому необходимо быть сакральным, чудесным. В этом плане Тюштя отвечает многим предъявляемым для героя требованиям. Он изображается обладателем магической силы, позволяющей управлять стихией природы, наделяется чудесными умениями, характерными для героев сказок и эпоса.
Он является поборником справедливости. Будучи инязором, Тюштя устанавливает строгий порядок, при котором люди друг другу не могут причинить зла, обиды. Даже за мелкие провинности он сурово наказывает виновников, и народ поддерживает установленные им требования.
Несомненно, герой подобный Тюште есть великий архетип и психологическое воплощение идеи духовного центра. Он выступает в качестве средоточия духовной жизни и связующего звена в мироздании, носителем соответствующей идеи; осуществляет связь с творцом сущего, с природой; представляет собой стержень, по которому движется познание человеком самого себя. Герой сосредоточение огромной энергии и это тоже является доказательством того, что он центр.