English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
475765
   

А.А. Косюга, студентка 4 курса ОНУ имени И.И. Мечникова, Одеса Секция: Философия Интерпретации чуда в современной философии

 

 

Вплоть до Нового времени учение о чуде  в рамках европейской культуры  было уделом богословия, которое воспринимало чудо  в качестве особого деяния, совершаемого Богом. Вопрос о чудесах поднимался  в связи с евангелистскими чудесами. Представление чудес как плодов заблуждения и невежеств лишило  светскую мысль всякого интереса к подобному исследованию различных аспектов феномена чудесного.

В философии 19 века  единственным крупным произведением, в котором более  или менее  подробно освещаются вопросы определения чуда, была книга Л. Фейербаха «Сущность христианства». Чудо, по Фейербаху,  есть порождение человеческого желания.

Возрождение интереса к понятию чуда наблюдается  только в 20 веке, что вполне

Объясняется общей,  идущей от Шопенгауэра и Ницше, тенденцией  к возрождению  иррационализма в философии. Сделав  лингвистический анализ понятия «чудо», мы получили следующий результат: первоначально чудо есть то, чему можно «чудиться», то есть удивляться. От латинского miraculum– «достойное удивления», а от греческого – «достойное, чтобы на него смотрели».  Интересен тот факт, что в английском языке  существует три трактовки чуда: чудо как удивление (marvel), чудо как  деяние божье  (miracle) и чудо как нечто необычное (wonder). Совершенно иной смысл имеет древнееврейское ot , выражающее идею чуда как  знака, знамения. Содержательного возвещения, обращенного к человеку. Чудо с точки зрения теизма рассматривает С.С. Аверинцев в статье «Чудо»  [София – Логос – словарь- К.: Дух і літера, 2001.с.209-211].

Чудо в теизме – «снятие волей всемогущего Бога-Творца положенных  этой же волей законов природы». Оно входит  в состав идеи откровения.  Это прорыв  из сверхъестественного  в естественное,  из мира благодати в мир природы.   Способность творить чудо есть для теизма свободный дар бога. Символическая форма чуда  получает в теизме свой смысл в контексте общего парадокса библейской веры – парадокса  личного Абсолюта: « если мы даже поверим, что Иисус Христос исцелил  слепого, то ведь явление слепоты сохранило свое место в бытии, всеобщий закон которого остался неотмененным». Получается, что Бог  нарушает логику  Им же созданного миропорядка, чтобы спасти конкретного человека, в то  время как остальные люди как гибли, так и гибнут. С этой точки зрения идея чуда  представляется немыслимой, противоречивой. Творя чудо, Бог поступил бы :  непоследовательно, так как  нарушил бы логику  миропорядка, им же созданную,  неэффективно, так как достиг бы лишь частного результата.

  В целом смысл идеи  чуда  в теистическом мировоззрении зависит от двух предпосылок,  с отрицанием которых  оно превращается в бессмыслицу:

1) сознательной или бессознательной уверенности в том, что конкретное «Я»  в отношении ко всеобщему  не есть просто  часть в отношении к целому;

2) веры в символический смысл чуда.

В теизме сам жест  исцеления чудом  описывается не только  как милость, оказанная немногим, но как знак, поданный всем.

  Одним из исследователей  проблемы чуда был А.Ф.Лосев. Он пытался решить антиномию  между традиционными  представлениями о чуде: чудо как вмешательство высшей силы и как нарушение законов природы.

  Чудо есть  вмешательство высшей сил или высших сил. С точки зрения мифа вообще ничего не существует   без вмешательства тех или других высших сил. Чудо творится непрерывно, и нет вообще ничего не-чудесного. Если обратиться  к христианской мифологии, то все события – сплошное чудо.

  Чудо есть  нарушение законов природы и прорыв  в общем  течении механической Вселенной. Нельзя говорить, что чудо есть нарушение законов природы,  если неизвестно, какова степень реальности  самих законов. Чудо или  не объяснимо законами природы  (тогда оно – именно чудо),  или объяснимо ими (тогда оно – не чудо, и вообще никакого чуда нет).

  Объяснение чуда  как состояния психики  в определенный момент (как следствие гипноза или сумасшествия), ничего не дает  в  смысле научного анализа данного понятия. Лосев дает  собственное истолкование  этого понятия:  чудо – взаимоотношение  двух личностных планов, это оценка личности для личности. Это 2 личностных  плана одной и той же личности:

  1. личность сама по себе, как идея, принцип;
  2. сама история этой личности, реальное ее протекание и становление.

  Когда эти две сферы отождествляются, возникает нечто третье – подлинный первообраз, идеал, парадигма. Сравнивая образ вещи с ее первообразом, мы  можем наблюдать  лишь частичное их совпадение. В таком случае, чудом будет, если личность полностью выражает и выполняет  свой первообраз, достигает предела совпадения обоих планов, «становится  тем, что сразу оказывается и веществом, и идеальным первообразом».под личностью Лосев понимал  «конкретную осуществленность всего внутреннего, всей  какая  только свойственна  данной субстанции, интеллигенции» [Лосев. Абсолютная диалектика – абсолютная мифология]. Античные индивиды переживали миф сознания в мире – в космосе;  индивиды Ренессанса переживали космос в рамках сознания. Как индивид человек есть «общественная единица», общественный индивид. Чтобы остаться личностью, человеку приходится «выпадать» за пределы социальных отношений:  вести жизнь затворника, путешественника или узника, вступать в оппозицию существующему строю. Абсолютной Личностью может быть лишь Бог, а человек как личность есть лишь  становление личностного,  абсолютное становление, абсолютное приближение к ней в акте жертвы.

  Чудо – диалектический  синтез двух планов личности, когда она целиком и насквозь выполняет, лежащие в глубине ее исторического развития, задания первообраза. Верить или не верить в чудо – это одно, а предмет, в который верят или не верят, - это совсем другое. «Вы не верите в чудо, но представление  о чудесном предмете имеется, ибо, если  вы не знаете, что такое чудо – как же вы отвергаете то, чего не знаете.»(Лосев. Диалектика мифа).

Итог: понятие о чуде – понятие относительное, в зависимости от точки рассмотрения. Оно может быть применимо к любой вещи.

Приведенные в настоящей работе  материалы говоря о том,  что в европейской философии 20 века можно найти три основные интерпретации понятия чуда:

  1. теологическая – чудо объясняется  о его происхождению в качестве результата вмешательства  сверхъестественных сил;
  2. нормативная,  определяющая чудо как нарушение  законов природы;
  3. экзистенциальная,  истолковывающая  как чудесные любые события или совпадения событий, обладающих  особой значимостью для человеческой жизни.

 Как можно увидеть из изложенного, все три интерпретации имеют тенденцию к вырождению в четвертую – психологическую, которая возникает  или в результате  отказа от причинных объяснений наблюдаемых событий или как следствие естественного  незнания о причинности.

 Мне ближе всего экзистенциальная интерпретация чуда, ведь чудо – феномен  только  человеческого бытия и именно человеческое переживание, на мой взгляд,  и составляет основу чуда. 

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ