English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
475113
   

Василькова Валерия Валентиновна, профессор факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, «Аксиоматическая динамика в изучении культуры: постнеклассический поворот»

 

            Теория культуры (как в западноевропейской, так и в постсоветской культурологической традициях) отличается полипарадигмальностью и междисциплинарностью. Эта когнитивная неоднородность хотя и создает определенные сложности в образовании и особую дискуссионную напряженность в научном сообществе, тем не менее, отражает специфику любого социогуманитарного знания, наиболее бурно развивающегося во второй половине 20 века.

            Чтобы понять теоретическую и методологическую многослойность исследовательского ландшафта изучения культуры, необходимо, на наш взгляд, понять логику эволюции исследовательских парадигм в более общем контексте смены основных типов рациональности.

            Основные типы рациональности (классический, неклассический и постнеклассический) различаются уровнем изучаемых системных объектов, способами объяснения, доказательности и построения знания, а также уровнем философско-методологической рефлексии. Изменение познавательной диспозиции связано с изменением в понимании (конструировании) объекта исследования – культуры. Каждому типу рациональности соответствует своя аксиоматика в изучении культуры – набор паттернов, образцов трактовки культуры и методов ее анализа.

            Классический тип рациональности, доминирующий с конца 19 до середины 20 века, основан на противопоставлении познающего субъекта и познаваемого объекта и поиске неизменных объективных законов развития культурных систем различного уровня. Он представлен в таких подходах как эволюционизм, функционализм, системный подход, цивилизационный подход, социологический подход, структурализм и т.п.

            Аксиоматика в изучении культуры концентрируется вокруг изучения законов развития объективно сложившихся культурных систем, институтов и процессов – выявлении этих закономерностей с явным или неявным намерением влиять на такие системы, институты и процессы в рамках так называемой культурной политики.

             Неклассический тип рациональности, сложившийся в социогуманитарном знании в середине 20 века, не в последнюю очередь под влиянием герменевтики и постпозитивизма, основан на субъект-субъектной познавательной диспозиции. Он учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, в которой обнаруживается и познается объект.

            В аксиоматику изучения культуры была включена «ценность Другого», духовно-антропологическая составляющая, заставившие перенести акцент на исследование творчества, культурных ценностей, субъективного наполнения и производства культурных значений. Неклассический тип рациональности наиболее полно представлен в таких подходах как деятельностный, семиотический, феноменологический, аксиологический, герменевтический и т.п.

            Постнеклассический тип рациональности, сформировавшийся в последней четверти 20 века под влиянием постмодернизма, эволюционной эпистемологии,  наиболее полно представлен в синергетическом подходе к изучению физических и духовных объектов. Этот тип рациональности учитывает соотнесенность получаемых знаний не только со средствами познавательной деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Позиция исследователя встроена в исследуемый объект (принцип включенного наблюдателя). Познание рассматривается как конструирование бытия сознанием, наука предстает не просто как система теоретических положений, а как интерпретативная практика, укорененная в объективном мире (принципы самореферентности и аутопоэзиса). Познание осуществляется как коммуникативный процесс, осуществляемый в ходе активного воздействия на сам объект познания (принцип коэволюции). Возникающее в ходе этой коммуникации и интерпретации смыслообразование, в свою очередь, воздействует на окружающий мир (объект исследования), меняя его. Таким образом, рост знания рассматривается не как накопление «теоретический копий» действительности, но как постоянный процесс структурирования информации, получаемой в результате взаимодействия организма со средой (принцип структурного сопряжения).

Постнеклассический поворот в познании трансформирует аксиоматику изучения культуры. Главным акцентом становится изучение культурных смыслов, которые конструируются в социальной коммуникации и меняют «судьбу» социальных систем, институтов и процессов. Культурные смыслы невидимы и порой сложно идентифицируемы, но именно они предстают не только способом самоописания, но и способом самопорождения общества. Целью изучения культуры становится обнаружение и выявление генезиса таких культурных смыслов, выполняющих функцию социальных «эйдосов».

С точки зрения постнеклассического подхода культурные смыслы не первичны (как в субъективистской традиции), и не вторичны (как в объективистской традиции). Они синхронизируют природу окружающей среды и субъективную природу конструирования культурных процессов, выявляя неявное, устанавливая «параметры порядка» в хаосе культурных взаимодействий.

Среди известных современных теорий культуры наиболее близки к такой позиции идеи Дж. Александера, понимающего культуру «не как вещь, а как измерение».

В заключении важно отметить, что формирование постнеклассического типа рациональности не отрицает использование классической и неклассической версий рациональности (и соответствующих им подходов), но включает их как частные случаи.

            

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ