Василькова Валерия Валентиновна, профессор факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, «Аксиоматическая динамика в изучении культуры: постнеклассический поворот»
Теория культуры (как в западноевропейской, так и в постсоветской культурологической традициях) отличается полипарадигмальностью и междисциплинарностью. Эта когнитивная неоднородность хотя и создает определенные сложности в образовании и особую дискуссионную напряженность в научном сообществе, тем не менее, отражает специфику любого социогуманитарного знания, наиболее бурно развивающегося во второй половине 20 века.
Чтобы понять теоретическую и методологическую многослойность исследовательского ландшафта изучения культуры, необходимо, на наш взгляд, понять логику эволюции исследовательских парадигм в более общем контексте смены основных типов рациональности.
Основные типы рациональности (классический, неклассический и постнеклассический) различаются уровнем изучаемых системных объектов, способами объяснения, доказательности и построения знания, а также уровнем философско-методологической рефлексии. Изменение познавательной диспозиции связано с изменением в понимании (конструировании) объекта исследования – культуры. Каждому типу рациональности соответствует своя аксиоматика в изучении культуры – набор паттернов, образцов трактовки культуры и методов ее анализа.
Классический тип рациональности, доминирующий с конца 19 до середины 20 века, основан на противопоставлении познающего субъекта и познаваемого объекта и поиске неизменных объективных законов развития культурных систем различного уровня. Он представлен в таких подходах как эволюционизм, функционализм, системный подход, цивилизационный подход, социологический подход, структурализм и т.п.
Аксиоматика в изучении культуры концентрируется вокруг изучения законов развития объективно сложившихся культурных систем, институтов и процессов – выявлении этих закономерностей с явным или неявным намерением влиять на такие системы, институты и процессы в рамках так называемой культурной политики.
Неклассический тип рациональности, сложившийся в социогуманитарном знании в середине 20 века, не в последнюю очередь под влиянием герменевтики и постпозитивизма, основан на субъект-субъектной познавательной диспозиции. Он учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, в которой обнаруживается и познается объект.
В аксиоматику изучения культуры была включена «ценность Другого», духовно-антропологическая составляющая, заставившие перенести акцент на исследование творчества, культурных ценностей, субъективного наполнения и производства культурных значений. Неклассический тип рациональности наиболее полно представлен в таких подходах как деятельностный, семиотический, феноменологический, аксиологический, герменевтический и т.п.
Постнеклассический тип рациональности, сформировавшийся в последней четверти 20 века под влиянием постмодернизма, эволюционной эпистемологии, наиболее полно представлен в синергетическом подходе к изучению физических и духовных объектов. Этот тип рациональности учитывает соотнесенность получаемых знаний не только со средствами познавательной деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Позиция исследователя встроена в исследуемый объект (принцип включенного наблюдателя). Познание рассматривается как конструирование бытия сознанием, наука предстает не просто как система теоретических положений, а как интерпретативная практика, укорененная в объективном мире (принципы самореферентности и аутопоэзиса). Познание осуществляется как коммуникативный процесс, осуществляемый в ходе активного воздействия на сам объект познания (принцип коэволюции). Возникающее в ходе этой коммуникации и интерпретации смыслообразование, в свою очередь, воздействует на окружающий мир (объект исследования), меняя его. Таким образом, рост знания рассматривается не как накопление «теоретический копий» действительности, но как постоянный процесс структурирования информации, получаемой в результате взаимодействия организма со средой (принцип структурного сопряжения).
Постнеклассический поворот в познании трансформирует аксиоматику изучения культуры. Главным акцентом становится изучение культурных смыслов, которые конструируются в социальной коммуникации и меняют «судьбу» социальных систем, институтов и процессов. Культурные смыслы невидимы и порой сложно идентифицируемы, но именно они предстают не только способом самоописания, но и способом самопорождения общества. Целью изучения культуры становится обнаружение и выявление генезиса таких культурных смыслов, выполняющих функцию социальных «эйдосов».
С точки зрения постнеклассического подхода культурные смыслы не первичны (как в субъективистской традиции), и не вторичны (как в объективистской традиции). Они синхронизируют природу окружающей среды и субъективную природу конструирования культурных процессов, выявляя неявное, устанавливая «параметры порядка» в хаосе культурных взаимодействий.
Среди известных современных теорий культуры наиболее близки к такой позиции идеи Дж. Александера, понимающего культуру «не как вещь, а как измерение».
В заключении важно отметить, что формирование постнеклассического типа рациональности не отрицает использование классической и неклассической версий рациональности (и соответствующих им подходов), но включает их как частные случаи.