Смирнова Мария Петровна, преподаватель кафедры культурологии и мировой художественной культуры Чувашского государственного педагогического университета «Означающие и означаемые гламурного образа»
В основе нашего исследования лежит теория швейцарского лингвиста, основоположника семиотики Фердинанда де Соссюра, представившего знак как двустороннюю сущность. Как отмечает исследователь, материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».
Опираясь на вышесказанное, мы попытались проанализировать некоторые знаки, необходимые для создания гламурного образа. Обращение к данному современному явлению – явлению гламура, активно популяризируемому посредством глянцевых журналов, телевидения, интернета и рекламы, делает нашу работу актуальной.
Явление гламура, вторгшееся в Россию с Запада в начале 90-х годов, охватывает шоу-бизнес, богему, состоятельную элиту общества. Свободной инернет-энциклопедией Википедией гламур понимается как «собирательное обозначение роскошного стиля жизни, всего, что обычно изображается на обложках дорогих модных журналов; близости к общепринятым стандартам роскоши, шика, внешнего блеска».
Нам удалось выявить следующие означающие гламурного образа: брендовые вещи и всевозможные предметы роскоши, блеск, молодость и сексуальность. В работе мы попытались выявить содержание этих знаков, понять смысл, вкладываемый в эти знаки.
Обязательными свойствами бренда, как известно, являются узнаваемость, сверхвысокая цена, престиж, отменное качество, стиль. Отсюда следует, что бренд – это своеобразный показатель доходов и личного благосостояния человека, и следовательно, показатель социального статуса его обладателя. Важно также отметить и то, что брендовые товары, относящиеся к рынку роскоши, противостоят рынку товаров массового спроса и выпускаются в ограниченном количестве, что предполагает их дефицитность, труднодоступность, редкость, а иногда и эксклюзив и экзотичность. Более того, бренд - это своего рода символ демонстративного потребления.
Следующим знаком гламурной образа является блеск, создающий некий магический и магнетический эффект. Блеск служит для привлечения внимания и демонстрации своей роскоши.
Нельзя обойти стороной и журнальный блеск – глянец. Глянцевые издания символизируют гламур не только потому, что первые журналы Glamour, Cosmopolitan, Vogue значительно поспособствовали появлению и распространению этого культурного феномена, но и благодаря выражающей гламур форме издания – сверкающей обложке со слегка переливающимися листами. Но важнее все же содержание этих журналов – это блеск в переносном значении, то есть великолепие, совершенство, идеал, мечта.
Молодость и сексуальность как неотъемлемые качества гламурного образа предназначены для удержания внимания и интереса к своей персоне, и представляют собой символ эталонности и совершенства, создание недосягаемого, но манящего идеала для подражания. Только гламурное, сексуальное, молодое, ухоженное, постоянно подвергающееся разнообразным процедурам тело попадет на обложку глянцевого журнала, потому что именно оно привлекает и соблазняет.
Итак, и бренды, и блеск, и молодость, и сексуальность – это знаки гламурного образа, демонстрирующие превосходство, социальный статус, обеспечивающие обожание и уважение в обществе, служащие для привлечения внимания и выражающие вечный гедонизм с постоянным потреблением и максимальным получением удовольствия от жизни, но они всего лишь искусственная внешняя оболочка, создаваемая средствами массовой информации иллюзия совершенства и недосягаемой идеальности.