КОМИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, доктор филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков Тверского государственного университета. Роль и место иностранного языка в формировании профессиональной компетенции.
В подготовке специалиста нового типа (ФГОС-3) большое значение придается не только развитию творческих способностей в области профессиональной квалификации, но и навыкам и умениям в области международной научно- технической коммуникации. Формирование социоречевой и межкультурной компетенции специалиста является важнейшим компонентом ФГОС -3 и компетентностной модели
образования.
В программном обеспечении дисциплины «Иностранный язык» блока ГСЭ коммуникативная компетенция рассматривается как объект обучения и как условие выработки навыков общения в профессионально-значимых ситуациях. ФГОС-3 выдвигает требование, состоящее в том, что за сравнительно короткий срок необходимо развить такой уровень коммуникативной компетенции, который позволил бы свободно или в ограниченных пределах пользоваться иностранным языком (ИЯ) в информационной, научной и производственной деятельности.
Условием для решения этой сложной задачи является сбалансированная система комплексного развития коммуникативной компетенции,неотъемлемой частью которой является не только лингвистическая компетенция, но и социокультурная, предполагающая обучение студентов нормам адекватного коммуникативного поведения в рамках национальной культуры изучаемого языка.
Комплексное развитие коммуникативной компетенции предполагает: наличие в программном обеспечении междисциплинарных связей со смежными дисциплинами в пределах блоков ГСЭ , ОПД и СД; рациональное сочетание и последовательность изучения этих дисциплин, отраженное в рекомендуемом учебном плане, эффективное использование элективных курсов. Это позволит преодолеть трудности, возникающие вследствие ограниченности во времени курса иностранного языка.