English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
486607
   

Смеричевский Эдуард Францевич, доцент ДонНМУ им.М.Горького (Донецк) Виртуальный мир в гуманитарном образовании

 

С последней четверти XXвека человечество вступило в увлекательный и мучительный период становления гуманитарно-информационного постиндустриального общества; этот период охватит, вероятно, и первые десятилетия наступающего века. Информационная революция, преобразующая весь мир, все сферы общества, открывает новые блистательные горизонты и в то же время таит немалые опасности для будущих поколений. Важно трезво оценить ее плюсы и минусы, чтобы избежать еще одного варианта технократического общества, превращения человека в придаток всемирной информационной машины, подчинить информационные технологии потребностям творческого развития личности и гармонизации общества. Особенно это важно для сферы гуманитарного образования, которое выходит на первый план в формировании поколений XXIвека.

Нет, виртуальный мир не появился после развития Интернета. Мифы, религия, мораль, культура все века тоже были во многом виртуальным системами, придумываемыми и поддерживаемыми обществом. Поэтому и в новом мире коммуникаций и, в частности – связанных с образованием, мы видим человека как XXI века, так и первобытного сообщества – и одновременно, и в одном лице.

Использование виртуального мира, и прежде всего мультимедиа и Интернет, открывает новые горизонты перед гуманитарным образованием:

  • появляется возможность гармонического синтеза логического и образного способов усвоения информации, что многократно повышает эффективность образовательного процесса;
  • активизируется и индивидуализируется процесс обучения, усвоения знаний и навыков, устраняются шаблонизация и изобилие ненужной для конкретной личности информации;
  • резко сокращается процесс обновления передаваемого корпуса знаний, что облегчает адаптацию человека к стремительно меняющемуся миру;
  • глобализация информационных систем способствует формированию всемирного научного, культурного и образовательного пространства, облегчает процесс межнационального общения, способствует взаимопониманию народов и уменьшает опасность столкновения локальных цивилизаций (главной геополитической угрозы начала XXI века).

Одним из реальных механизмов реализации геополитических задач, и прежде всего в плоскости духовной безопасности, является высшее гуманитарное образование - важнейший социальный институт трансляции культурных ценностей, норм, идеалов, форма воспроизводства национально-культурного мира. Именно возможности образования сохранять и утверждать смыслообразующие координаты культурной системы позволяют рассматривать его не только как систему профессиональной подготовки, но и как эффективный инструмент геополитики и обеспечения духовной безопасности нации.

Гуманитарное образование - важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание, которого детерминированы спецификой "национально-культурного мира", образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией. Поэтому диалектическая взаимосвязь между культурой и образованием, возможности последнего оказывать существенное влияние на состояние духовной атмосферы в обществе делают сегодня особо важной проработку теоретических и методологических основ его реформирования.

Сопряжение технологий виртуальной реальности с международной компьютерной сетью Интернет дает новую образовательную среду, в которой студент может:

1. Учиться и творить одновременно.

2. Общаться дистанционно с тьюторами и студентами в киберпространстве также, как это происходило бы в реальной обстановке.

3. Получать доступ к неограниченному количеству информационных ресурсов, из которых он может выбирать необходимые для обучения.

4. Находить любой информационный ресурс практически мгновенно, при помощи гипертекста и большого количества поисковых систем.

5. Сохранять в процессе обучения физическое здоровье, используя устройства для придания пользователю состояния естественной динамики в киберпространстве, такие как вирту-сфера и др.

Многие пытаются выработать какие-то представления. Интересно, что среди этих попыток нет, сделанных в русле традиционных наук, не только естественно-научных, но и системно-описательных. Да, очень часто авторы играют со словами-терминами из этих дисциплин, или из дисциплин социального поля: система, структура, синергия, гештальт, особая форма коммуникации, неравновесность, код восприятия и многое другое. Зато, практика развития социальных сообществ больше напоминает практику развития сект, явлений массовой истерии, всем знакомые разные рекламные компании, и даже цыганские гадания. Все они успешны, и все они не имеют строгих объяснений: «воздействие личности на обработанную личность» – здесь ключевой признак.

Пока мы привыкли воспринимать Интернет как независимый виртуальный мир, в котором можно провести какое-то время, завести знакомство, «найти и скачать» и выиграть виртуальную войну, но это уже в недавнем прошлом: виртуальный мир неизбежно разрушит старый реальный консервативный мир, как когда-то разрушали маленькие миры универсальные государственные религии, как промышленные транспортные коммуникации создали и продолжают создавать новый гуманитарный мир.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ