Смеричевский Эдуард Францевич, доцент ДонНМУ им.М.Горького (Донецк) Виртуальный мир в гуманитарном образовании
С последней четверти XXвека человечество вступило в увлекательный и мучительный период становления гуманитарно-информационного постиндустриального общества; этот период охватит, вероятно, и первые десятилетия наступающего века. Информационная революция, преобразующая весь мир, все сферы общества, открывает новые блистательные горизонты и в то же время таит немалые опасности для будущих поколений. Важно трезво оценить ее плюсы и минусы, чтобы избежать еще одного варианта технократического общества, превращения человека в придаток всемирной информационной машины, подчинить информационные технологии потребностям творческого развития личности и гармонизации общества. Особенно это важно для сферы гуманитарного образования, которое выходит на первый план в формировании поколений XXIвека.
Нет, виртуальный мир не появился после развития Интернета. Мифы, религия, мораль, культура все века тоже были во многом виртуальным системами, придумываемыми и поддерживаемыми обществом. Поэтому и в новом мире коммуникаций и, в частности – связанных с образованием, мы видим человека как XXI века, так и первобытного сообщества – и одновременно, и в одном лице.
Использование виртуального мира, и прежде всего мультимедиа и Интернет, открывает новые горизонты перед гуманитарным образованием:
- появляется возможность гармонического синтеза логического и образного способов усвоения информации, что многократно повышает эффективность образовательного процесса;
- активизируется и индивидуализируется процесс обучения, усвоения знаний и навыков, устраняются шаблонизация и изобилие ненужной для конкретной личности информации;
- резко сокращается процесс обновления передаваемого корпуса знаний, что облегчает адаптацию человека к стремительно меняющемуся миру;
- глобализация информационных систем способствует формированию всемирного научного, культурного и образовательного пространства, облегчает процесс межнационального общения, способствует взаимопониманию народов и уменьшает опасность столкновения локальных цивилизаций (главной геополитической угрозы начала XXI века).
Одним из реальных механизмов реализации геополитических задач, и прежде всего в плоскости духовной безопасности, является высшее гуманитарное образование - важнейший социальный институт трансляции культурных ценностей, норм, идеалов, форма воспроизводства национально-культурного мира. Именно возможности образования сохранять и утверждать смыслообразующие координаты культурной системы позволяют рассматривать его не только как систему профессиональной подготовки, но и как эффективный инструмент геополитики и обеспечения духовной безопасности нации.
Гуманитарное образование - важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание, которого детерминированы спецификой "национально-культурного мира", образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией. Поэтому диалектическая взаимосвязь между культурой и образованием, возможности последнего оказывать существенное влияние на состояние духовной атмосферы в обществе делают сегодня особо важной проработку теоретических и методологических основ его реформирования.
Сопряжение технологий виртуальной реальности с международной компьютерной сетью Интернет дает новую образовательную среду, в которой студент может:
1. Учиться и творить одновременно.
2. Общаться дистанционно с тьюторами и студентами в киберпространстве также, как это происходило бы в реальной обстановке.
3. Получать доступ к неограниченному количеству информационных ресурсов, из которых он может выбирать необходимые для обучения.
4. Находить любой информационный ресурс практически мгновенно, при помощи гипертекста и большого количества поисковых систем.
5. Сохранять в процессе обучения физическое здоровье, используя устройства для придания пользователю состояния естественной динамики в киберпространстве, такие как вирту-сфера и др.
Многие пытаются выработать какие-то представления. Интересно, что среди этих попыток нет, сделанных в русле традиционных наук, не только естественно-научных, но и системно-описательных. Да, очень часто авторы играют со словами-терминами из этих дисциплин, или из дисциплин социального поля: система, структура, синергия, гештальт, особая форма коммуникации, неравновесность, код восприятия и многое другое. Зато, практика развития социальных сообществ больше напоминает практику развития сект, явлений массовой истерии, всем знакомые разные рекламные компании, и даже цыганские гадания. Все они успешны, и все они не имеют строгих объяснений: «воздействие личности на обработанную личность» – здесь ключевой признак.
Пока мы привыкли воспринимать Интернет как независимый виртуальный мир, в котором можно провести какое-то время, завести знакомство, «найти и скачать» и выиграть виртуальную войну, но это уже в недавнем прошлом: виртуальный мир неизбежно разрушит старый реальный консервативный мир, как когда-то разрушали маленькие миры универсальные государственные религии, как промышленные транспортные коммуникации создали и продолжают создавать новый гуманитарный мир.